Русских националистов уже не пугают намерения депутатов ограничить политический экстремизм.
ДЕПУТАТАМ Госдумы вчера не хватило времени, чтобы обсудить в первом чтении два законопроекта, связанных с противодействием политическому экстремизму. Правда, для законов, которые лежат на Охотном Ряду больше двух лет, это большого значения уже не имеет. Напомним, что проекты законов о противодействии политическому экстремизму были внесены в нижнюю палату еще в июне 1999 года тогдашним председателем правительства РФ Сергеем Степашиным.
В "экстремистских" законопроектах не значится никаких новых норм, кроме, может быть, предоставления права генеральному прокурору и министру юстиции - на федеральном уровне, а региональным прокурорам и представителям Минюста - на местах обращаться в соответствующие суды с исками о запрещении либо ликвидации того или иного общественного объединения, которое допускает в своей деятельности проявления политического экстремизма. Последний связан с действиями и высказываниями организаций, их должностных лиц и граждан, которые направлены на насильственное изменение конституционного строя, насильственный захват или удержание власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности РФ, организацию незаконных вооруженных формирований, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. В понятие политического экстремизма, согласно законопроекту, входят и публичные призывы к совершению в политических целях противоправных деяний.
В базовом документе есть любопытная статья, расписывающая, как той или иной партии не попасть под действие закона об экстремизме в случае неподобающих высказываний кого-либо из ее руководителей или активистов. Заявления, кстати, приписываются общественному объединению в том случае, если автор не уточняет, что все им сказанное - его личная точка зрения. Без этой оговорки "общественное объединение, в котором состоит это лицо, обязано незамедлительно публично заявить о своем несогласии с его высказываниями или действиями". В противном случае организация попадает под угрозу судебного иска о ее запрещении. Иск против партии или движения в целом может быть подан и после того, как любое из их структурных подразделений подверглось судебному преследованию за проявления политического экстремизма.
Кроме запрета и ликвидации организаций законопроект предусматривает и иные меры воздействия на своих потенциальных нарушителей. Так, к примеру, штрафом от 700 до 1000 МРОТ, либо арестом от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет будут наказываться те граждане, которые вопреки решению суда о запрещении той или иной партии продолжают ею руководить или пытаются ее воссоздать.
***
ИСТОРИЯ показывает, что выход великой страны из депрессии, как правило, осуществляется либо через либеральное реформаторство, либо через фашизм. Судя по всему, власть сегодня пытается следовать примеру Рузвельта и идти по первому пути. Но не все так просто. Десятилетия тоталитаризма, отсутствие серьезных демократических традиций, уязвленная национальная гордость и довольно легкомысленное отношение к явным проявлениям национализма и политического экстремизма буквально толкают нашу страну к самому худшему варианту диктатуры. Сегодня в стране действуют десятки организаций, проповедующих идеологию политической, национальной и религиозной ненависти. Далеко не все они зарегистрированы в Минюсте, и, конечно, ни в одном уставе подобной структуры вы не найдете даже упоминания о противозаконных, антиконституционных намерениях. Но это не означает, что их нет. Экстремисты взрывают памятники, громят еврейские кладбища, устраивают беспорядки на рынках и уже не только избивают тех, кто им не нравится, но даже убивают их. Съезды националистов проходят по всей стране, кроме Москвы, с попустительства, а то и при полной поддержке местных властей.
Сегодня погоду в России делают уже экстремистские организации "третьей волны" - так называемые бритоголовые. В прошлое отошли и бородатый Дмитрий Васильев с "Памятью", и ряженые казаки из "Черной сотни", и "фюрер" Александр Баркашов с его милитаризованным "Русским национальным единством". Жесткий отбор среди сотен доморощенных анархистско-национал-патриотических движений и микроскопических партий вывел на арену новых лидеров - писателя Эдуарда Лимонова с Национал-большевистской партией (НБП) и новое объединение "Русский проект - Великая Россия", вокруг которого консолидируются многочисленные кружки анархистов, антиглобалистов, националистов и радикалов всех мастей.
Это уже не кучка маргиналов с примитивным лозунгом "Бей жидов, спасай Россию!". Хотя, если вспомнить, подобного рода призывами пользовались и люди от политики типа Альберта Макашова и бывшего краснодарского губернатора Николая Кондратенко. НБП в свое время было сформировано при активном участии известного культуролога Александра Дугина, который сейчас увлекся идеей евразийства и активно проталкивает идеи фонда "Евразия" в кремлевское окружение. И хотя Дугин несколько лет назад со скандалом расстался с Лимоновым, деятельность национал-большевиков и им подобных создает тот самый культурный "гумус" в головах россиян, на котором и строят свои теории националисты. По сути дела, НБП тем и отличается от своих предшественников, что имеет не только идеологическую поддержку "сверху" среди некоторых высших чиновников и МВД, но и вооруженные отряды боевиков "снизу". РНЕ только эпатировали обывателя своим "фашистским" видом, но по сравнению с лимоновцами были миролюбивы, как "Гринпис". Они даже пытались пройти в российский парламент как "законопослушная" партия. НБП, напротив, скупает оружие для проведения террористических акций. Ведь, по версии МВД, основатель НБП писатель Эдуард Лимонов был арестован в момент покупки оружия для организации "вооруженного восстания" (такой термин употребил сам Лимонов) в Северном Казахстане.
"Русский проект" с опереточными вождями в лице бывшего пресс-секретаря Жириновского Андрея Архипова и музыканта рок-группы "Коррозия металла" Сергея (Паука) Троицкого на первый взгляд напоминает дешевый балаган эпатажных клоунов. Дескать, кто-то фанатеет от "Спартака", кто-то не пропускает гонки "Формулы-1", а эти ребята увлекаются геополитикой и массовыми акциями протеста. Но чтобы разубедиться в этом, достаточно посмотреть на некоторые акции "великороссовцев". Например, на организованную Пауком выставку детских рисунков в защиту Павла Бородина, на провокационный марш в "защиту" мэра Москвы, который недавно был разогнан ОМОНом на площади у Белорусского вокзала. Есть все основания полагать, что за этим "балаганом" стоят весьма серьезные люди.
Националисты подбираются к власти. Им кажется, что и власть пытается заигрывать с ними. В мае одна из экстремистских газет вышла с аршинным заголовком "Путин с нами!". Их вдохновило то, что президент закончил свою речь на праздновании Дня Победы словами "Слава России!", которые до этого кричали рнешники, вскидывая правую руку вверх, на манер нацистского приветствия.
То, что МВД, ФСБ и прокуратура до сих пор реально и не пытались бороться с национализмом и политическим экстремизмом, объясняя свою позицию отсутствием специального закона, не может не настораживать. Как будто у нас нет Конституции, УК, УПК, законов об общественных организациях, о безопасности и о милиции. Как будто нельзя не только возбудить уголовное дело по 282-й статье УК (национальная, расовая и религиозная вражда), но и довести его до суда. На самом деле речь сегодня нужно вести не только о создании нового закона, который может в очередной раз стать мертворожденным, а о политической воле самой власти. В противном случае бороться с националистами будет уже поздно.