НАМЕРЕНИЕ Кремля развить институт местного самоуправления в противовес региональной власти отказывается воплощаться в жизнь. В Госсовете муниципальной реформой уже почти год безуспешно занимается бывший глава Тюменской области Леонид Рокецкий. Неторопливому экс-губернатору решили помочь на Старой площади. Исполнительный идеолог - замначальника Главного терруправления президента Леонид Гильченко - был поощрен новой должностью. С сегодняшнего дня он стал заместителем полпреда в Приволжском округе.
Презентация новой концепции в виде шести проектов Федеральных законов состоялась на вчерашнем заседании рабочей группы Госсовета, в августе они будут вынесены на заседание президиума. Повышенный чиновник начал с парадоксального объяснения: "На рассмотрение документов у нас есть время в районе трех часов. Попросту говоря, время не регламентировано. Погода этому способствует". Рокецкий нервничал и ревновал, перетягивая на себя внимание аудитории гуманными предложениями сократить время выступления и объявить перерыв. Правда, уже с первых минут обсуждения выяснилось, что написанные администрацией законопроекты, которые предлагалось внести в Госдуму от имени президента, не соответствуют Конституции и не способствуют развитию муниципальной самостоятельности.
Наибольшую критику встретило предложение предоставить президенту возможность приостанавливать акты органов местного самоуправления по представлению региональных прокуроров и до решения этого вопроса судом. Кремлевские разработчики считают, что это право глава государства может делегировать своим полномочным представителям или "иным лицам, замещающим федеральные государственные должности", то есть фактически любому чиновнику. Хотя по Конституции "местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно". Как отмечается в комментариях Конгресса муниципальных образований, такое право есть только у президента, однако для этого законодательство предусматривает совсем другую процедуру. Как заявил "НГ" президент конгресса Олег Сысуев, "предложения администрации делают бессмысленной саму систему самоуправления, и если в Кремле считают, что она России не нужна, тогда необходимо менять Конституцию". Кроме того, госсоветовцев смущают положения о возможности изменения границ муниципальных образований и введение должности муниципального управляющего, детально прописанное в проекте Федерального закона. По мнению собеседников "НГ", на практике это может означать введение особого порядка государственного управления в органах местного самоуправления.
Экспертный уровень разработчиков кремлевских законопроектов оставляет желать лучшего. Время от времени авторы документов делают буквально фантастические открытия. Например, что местное самоуправление "не осуществляется на территориях посольств РФ, морских, воздушных и космических судов РФ". Оно невозможно и там, где нет постоянного населения.