ВСЕ с азартом обсуждают: Милошевич - "наш сукин сын" или "не наш сукин сын"? Вопрос любопытный, но мне кажется, что подлинное значение "дела Милошевича" (в частности, значение этого дела для России) совсем не в этом. И даже не в судьбе Югославии.
Бетховен, Девятая симфония, та-та-та-там. "Судьба стучится в двери". Так вот - судьба стучится не в двери дворца Милошевича и не в двери Югославии. Судьба стучится не к Милошевичу, а стучит Милошевичем, стучит не в Югославию, а стучит Югославией. Судьба народов - новый мировой порядок - подает знак.
Милошевич - ничтожная фигурка на доске истории. Югославия - не из тех стран, что определяют судьбы мира (и Первая мировая война началась не из-за Балканских войн и не из-за дурацкого выстрела гимназиста Принципа). Но "методологическое значение" всей истории с Милошевичем трудно переоценить.
Мир переходит к новой стадии глобализации, к новому уровню отрицания государственного суверенитета, к новому уровню понимания гуманитарных проблем, проблем прав человека. И Мировой дух возьми да изобрети своими орудиями таких титанов мысли и духа, как г-н Милошевич, г-жа дель Понте и ряд "примкнувших к ним". Что ж, со времен Гегеля известно, что этот самый Мировой дух любит иронию, любит пошутить. А поскольку "крестными отцами" Мирового духа были немецкие философы (тот же Гегель и К╟), то и шутки у него выходят немецкие - тяжеловатые, прямо скажем.
Но суть дела явлена тем не менее очень ясно. С "делом Милошевича" общечеловеческие ценности с лицом Карлы дель Понте сделали еще один важный шаг на авансцену истории.
Собственно, "дело" это имеет и предшественников ("дело Пиночета"), и уже готовое продолжение ("дело Шарона"). Удивительно будет, если в ближайшее время не найдется продолжателей. Скажем, какие-то сильно продвинутые арабы подали в бельгийский суд на Шарона - отчего бы продвинутым чеченцам не подать хотя бы в тот же бельгийский суд на Путина, а курдам - на руководство Турции? Механизм сложился - дальше заработает конвейер. "Был бы президент - а дело найдется".
Но дела незавершенные выглядят чистым анекдотом. А вот "дело Милошевича" показывает, что это - никакие не анекдоты, а новая, на наших глазах возникающая, вполне серьезная мировая практика. Новый стиль международных отношений эпохи раннего глобализма, когда не только финансовые потоки, информация, но и право не имеет границ. Это только один из элементов прекрасного нового мира, элемент, может быть, не главный, но, согласитесь, достаточно яркий, наглядный. Еще одно доказательство - и в весьма болезненной для народов и их лидеров сфере - того факта, что "международное сообщество" первично, а национальное государство вторично.
Конечно, на это легко возразить: "А вот это смотря какое государство!" Действительно, трудно представить себе, что президента России затребует Международный трибунал в Гааге или что на президента США вообще посмеют "открыть дело" в сколь угодно "продвинутом" бельгийском (или любом ином) суде. Такого "маленького независимого суда" на нашей планете, кажется, не найти - возбудить подобное дело можно разве что в "маленькой психиатрической больнице".
Все верно. Но, во-первых, лиха беда начало. В начале века - "дело президента Югославии", а в середине века почему бы не быть "делу президента США"? А во-вторых, и это гораздо важнее, дело против президента США (или любой другой страны "большой семерки" - о России, как всегда, разговор особый) нельзя возбудить за отсутствием состава преступления. То есть дело в том, что эти президенты, эти политкорректные джентльмены и так автоматически подчиняются правилам и нормам Гаагского трибунала, автоматически подчиняются новым гуманитарным нормам мирового сообщества. Не мудрено: ведь они сами (то есть политэлита той самой "семерки") и придумали эти нормы. И сколько бы ни говорили о "двойной морали", в данном случае ее нет - лидеры "большой семерки" в своей политике первыми подчинились тем самым нормам политкорректности, которые они сейчас мытьем и катаньем навязывают другим странам.
В самом деле. В старые добрые времена страны "большой семерки" (а также Испания или, скажем, та же Голландия, гостеприимная родина трибунала) воевали с "остальными странами" с простой человеческой целью - пограбить их власть. Никто этого и не стыдился. В начале ХХ века император Германии Вильгельм II так напутствовал европейские (главным образом немецкие) войска, отправляющиеся в Китай усмирять очередное восстание против колонизаторов: "Вы должны посеять в китайцах такой ужас, чтобы в течение столетий они глаза не смели поднять на европейца!" Такова была европейская мораль начала века. (Своего апогея она, как известно, достигла в той же Германии лет через 30.) А в конце ХХ века страны НАТО совершают агрессию против Югославии совсем не затем, чтобы что-то там пограбить, а потому, что правительство Югославии, видите ли... слишком жестоко по отношению к СВОИМ подданным! От политики начала века вообще рехнулись бы - да нам-то какое дело до ИХ прав, интересов и т.д.? Ныне причисленный к лику святых Николай II в 1905 году вешал и расстреливал своих непокорных подданных тысячами - и кого же в Европе или США это смущало? Еврейские организации говорили о еврейских погромах, социалисты - о казнях рабочих, но правительства помалкивали. И правильно делали - во Франции премьер-"тигр" Клемансо сам, хоть и не в тех масштабах, приказывал стрелять в забастовщиков, в США бастующих тоже убивали без лишних церемоний. Да что говорить - об отмене смертной казни тогда заикались только явные чудаки, если бы кто-то предложил узаконить браки гомосексуалистов, его бы, естественно, отправили в сумасшедший дом, а за предложение сделать госсекретарем США негра, а само слово "негр" вообще запретить линчевали бы сразу.
Так что в течение ХХ века нормы политического поведения в мире изменились не меньше, чем военная техника. Сами эти перемены (в основном они пришлись на период после 1945 года, а вторая волна - после вьетнамской войны) воспринимались, естественно, крайне болезненно. Но политэлиты Запада сами себя подмяли под эти новые правила, потом с грехом пополам уломали своих несчастных подданных, а теперь вот взялись гуманизировать и все остальные народы!..
Куда еще заведут человечество все те же дороги глобализации-гуманизации-политкорректности, сегодня предвидеть не может никто. Ясно, что картина политнравов 2101 года нам показалась бы такой же дикой и ужасной, как людям 1901 года картинка 2001-го. Но забавно все же, что одним из первых Колумбов, поневоле отплывших к берегам неведомых политических континентов, стал бедолага Милошевич. Интересно, сам-то он понимает свое общечеловеческое счастье?