Кандидату в судьи Конституционного суда Валерию Гребенникову не раз приходилось выступать в роли арбитра.
В ТЕЧЕНИЕ ближайших двух недель будет окончательно решен вопрос о кандидатуре нового заместителя председателя Конституционного суда, который заменит ныне действующего судью Тамару Морщакову. По сложившейся судебной практике Морщакова остается в составе КС до тех пор, пока не пройдут слушания по всем тем делам, в которых она принимает участие. Решение по ее последнему делу о законности постановления Госдумы об объявлении амнистии в честь 55-летия победы в Великой Отечественной войне будет оглашено завтра.
Замена вице-председателя Конституционного суда стала возможна в ходе подготовки судебной реформы, когда было принято решение уравнять сроки пребывания в должности для судей КС и всего остального судейского корпуса. Случайно или нет жертвой этого решения оказалась именно Тамара Морщакова - пока не вполне ясно. По мнению источников "НГ", ее мнение достаточно высоко ценилось в кремлевской администрации, Морщакову даже рассматривали в качестве возможного преемника Владимира Устинова. В то же время она всегда очень жестко выступала против смертной казни, настаивала на введении суда присяжных и весьма критически оценивала деятельность прокуратуры.
Хотя имя нового вице-председателя Конституционного суда до сих пор неизвестно, им, по нашим сведениям, может стать депутат Госдумы Валерий Гребенников. Если это произойдет, в сугубо научный состав конституционных судей вольется профессиональный политик. Правда, Гребенников не чужд и юриспруденции, и бизнесу. В течение трех лет вплоть до 1990г. он был заместителем главного государственного арбитра СССР и, таким образом, стоял у истоков только проектировавшейся тогда системы арбитражных судов в России. Затем в течение двух лет он был главным государственным арбитром РФ. В 1992 г. тогдашний генпрокурор Валентин Степанков направил главе парламента Руслану Хасбулатову письмо, в котором обвинял Гребенникова в финансовых злоупотреблениях. И хотя проверка, проведенная прокуратурой, не подтвердила этих обвинений, Гребенников ушел работать в бизнес-структуры, оставшись при этом заслуженным юристом России. С 1993 по 1995 г. он был связан с концерном Олега Бойко "ОЛБИ" в качестве вице-президента, а также являлся заместителем председателя совета директоров АО "ОЛБИ-дипломат". Вновь Валерий Гребенников поменял свое поле деятельности в 1995 г., когда прошел в Госдуму второго созыва, став членом исполкома движения "Наш дом - Россия". По некоторым данным, Гребенников в НДР занимал весьма крупный пост: он был казначеем движения, однако на выборы 1999 г. прошел как член блока "Отечество - Вся Россия". В нынешней Думе Валерий Гребенников является заместителем председателя комитета по госстроительству. Отзывы о нем весьма противоречивы. С одной стороны, его считают недостаточно подготовленным для должности судьи КС (он кандидат юридических наук), с другой - он зарекомендовал себя как профессионал, склонный к поиску компромиссных решений и лояльный к инициативам исполнительной власти политик.
Правда, по данным из неофициальных источников, еще одним кандидатом в судьи КС может стать бывший министр печати и нынешний секретарь Союза журналистов Михаил Федотов. Правые во всяком случае готовы проголосовать в его поддержку. После того как будет назван новый девятнадцатый судья, весь состав КС на закрытом заседании тайным голосованием примет решение о том, кто станет очередным заместителем Марата Баглая. И хотя КС до сих пор остается самой открытой для журналистов структурой среди высших судов, исход голосования по кандидатуре вице-председателя непредсказуем.
Появление среди судей КС депутата Валерия Гребенникова вполне может ознаменовать собой новый этап в деятельности этой ветви судебной власти. Сегодня КС по сути своей тесно связан с научными, правовыми и преподавательскими кругами юридического сообщества, да и сами решения суда служат скорее общему развитию правовой системы, чем конкретным практическим задачам правосудия. Возможно, поэтому в Генпрокуратуре, а также в Верховном суде и в судах общей юрисдикции вызывает бурное раздражение пересмотр уже вынесенных приговоров в Конституционном суде, решения которого никем не могут оспариваться. Поэтому новое назначение на должность вице-председателя КС ни в коей мере нельзя считать случайным, тем более что весьма скоро предстоит поменять еще четверых судей, а значительное число дел рассматривается одной палатой КС. И здесь каждый голос приобретает особую ценность.