СЕРГЕЮ Степашину тесно в кресле главы Счетной палаты. В последнее время бывший премьер-министр буквально фонтанирует аппаратными идеями. Еще недавно он активно лоббировал предложение открыть представительства Счетной палаты в федеральных округах и усилить ее присутствие на региональном уровне. Теперь Степашину, как, впрочем, и всякому чиновнику высокого ранга, хочется быть ближе к президенту. Помочь ему в этом могут законодатели.
О возможном повышении статуса и расширении полномочий Счетной палаты Степашин беседовал вчера со спикером Госдумы Геннадием Селезневым. Договорились, что в сентябре в нижнюю палату парламента будет внесен законопроект, изменяющий и дополняющий положение главного контрольного ведомства. Некоторые идеи уже получили предварительную поддержку думского комитета по бюджету. Например, Степашина не устраивает, что бюджет его ведомства определяет правительство. В случае принятия закона это право может отойти Госдуме. Глава СП не прочь расширить функции своего ведомства - получить право проверять Центробанк самостоятельно и напрямую применять меры административного воздействия к тем, кто нарушает исполнение бюджета и т.д.
Может измениться и порядок назначения самого главы Счетной палаты. Сейчас его выбирает Государственная Дума. Однако не исключено, что после принятия закона депутатам придется лишь одобрять рекомендованную президентом кандидатуру. Как утверждают источники "НГ", аналогичные предложения высказываются и относительно аудиторов палаты (в этом случае Степашину будет проще контролировать подведомственные ему кадры). В настоящее время половину аудиторов выбирают в Думе, а другую половину в Совете Федерации.
Впрочем, жаловаться на политический вес своего ведомства Сергею Степашину вряд ли приходится. Статус аудитора, соответствующий рангу федерального министра, является одним из самых привлекательных в административной вертикали российской власти. Аудиторы - люди уважаемые. Они пользуются не только административными благами, включая машину с мигалкой и правительственную связь, но и фактической неприкосновенностью, которая, в отличие от парламентариев, действует не четыре года, а шесть лет - в соответствии со сроком переизбрания.
Уважаемыми людьми хотят быть многие. Настолько хотят, что в конце прошлой недели члены Совета Федерации запутались в своих предпочтениях и уже во второй раз не смогли определить достойнейших из достойных. Из двух необходимых аудиторов смогли выбрать лишь одного. В числе же претендентов, помимо действующих аудиторов, оказались и начальники инспекции Счетной палаты, и замгоссекретаря Союза России и Белоруссии, и руководитель Управления исполкома Союза, и глава управления Федеральной службы налоговой полиции, и даже первый заместитель директора "Росэнергоатома".
На два кресла претендовали 19 кандидатов (список раздули сами парламентарии) - практически каждый со своей группой поддержки. Как заявил корреспонденту "НГ" глава аппарата бюджетного комитета Совета Федерации Михаил Колков, при отборе претендентов "мы работали в режиме черного ящика - помимо доброжелательных рекомендаций к нам поступала и компрометирующая информация". Хотя до прямых угроз дело не доходило: "все прошло без обещаний закатки в цемент или предоставления коробок из-под ксерокса".
Необходимый минимум поддержки в Совете Федерации - 90 человек. Состоявшийся аудитор - председатель законодательного собрания Ульяновской области, член Совета Федерации Сергей Рябухин - получил 130 голосов из присутствовавших на тот момент 142 депутатов. Возникли подозрения, что поддержка слишком уж велика. С другим аудитором вышла заминка - из двух фаворитов - руководителя аппарата СП Геннадия Батанова и бывшего аудитора Сергея Опенышева - нужно было выбрать одного. В сумме голосов получилось больше, чем присутствовавших, хотя, как пояснили в аппарате бюджетного комитета СФ, депутаты могли просто перепутать кнопки и проголосовать за обоих сразу. В результате спикер верхней палаты Егор Строев предложил перенести голосование на следующее заседание.
В лоббировании своих кандидатов на аудиторские должности естественно заинтересованы самые разные группы влияния. К примеру, по некоторой информации в Счетной палате "свободно" место проверяющего сельскохозяйственный комплекс, а в числе кандидатов на должность аудитора были "компетентные" в этом вопросе представители. Тематические вакансии, впрочем, весьма условны, поскольку коллегия палаты имеет право перераспределять сферы деятельности между аудиторами. Впрочем, "влияние" вполне может быть не только коммерческим, но и аппаратным. Видимо, не случайно из 19 кандидатов, выбиравшихся в Совете Федерации, семь человек представляли интересы ведомства самого Сергея Степашина.