ВЧЕРАШНЕЕ пленарное заседание Госдумы почти целиком было посвящено рассмотрению четырех законопроектов из президентского пакета по судебно-правовой реформе. В первом чтении рассматривались проекты, которые должны значительно видоизменить принципы, структуру и полномочия как органов судейского сообщества, так и адвокатуры. И хотя дискуссия вокруг отдельных пунктов была достаточно жаркой, в общем концепцию законопроектов поддержали представители всех думских фракций. А представитель президента в Госдуме Александр Котенков пообещал учесть ко второму чтению большую часть депутатских поправок. Но стоило только главе разработчиков пакета законопроектов Дмитрию Козаку оптимистично заявить, что "критики в адрес закона "О статусе судей" больше не раздается", как тут же председатель Совета судей Юрий Сидоренко в письменном виде опроверг его надежды, заявив, что к документу имеется довольно много претензий. В Думе же зампредседателя Верховного суда Владимир Радченко упорно напоминал депутатам о разрушении конституционных гарантий независимости третьей власти, если они одобрят президентские проекты без поправок.
Опасения представителей третьей власти небеспочвенны, и это лишний раз подтвердило обсуждение в Думе. Три законопроекта ("О статусе судей", "О судебной системе" и "О Конституционном суде РФ") действительно затрагивают не столько правовые механизмы, сколько личные интересы судей. Теперь каждый кандидат на должность судьи должен будет пройти медицинское освидетельствование, а также предъявить такие факты личной биографии, которые будут свидетельствовать о "безупречности" его репутации. Вводится предельный возраст для пребывания в должности судьи - 65 лет (кроме судей Конституционного суда), и одновременно предлагаются ограничения пребывания в должности для председателя и заместителя председателя суда (соответственно 6 лет и 4 года). Также будет изменен состав квалификационных коллегий: помимо представителя президента в органы контроля за судьями вводятся избираемые Советом Федерации представители общественности. Наконец, судей включают в общее правовое пространство, предусматривая возможности привлечения судей к дисциплинарной и административной ответственности. При этом существенно упрощается процедура прекращения полномочий судьи. Одновременно ужесточается контроль за исполнением судебных решений, правда, пока это коснулось лишь вердиктов Конституционного суда.
Утреннюю дискуссию в парламенте вокруг статуса судей полностью затмило обсуждение законопроекта "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ". Этот проект вводит единообразную систему коллегий на всей территории России и предусматривает обязательное обеспечение бесплатной юридической помощи населению. Однако предоставить адвокатуре финансовые льготы, которые могли бы возместить время, потраченное на бесплатных клиентов, правительство отказалось.
Кроме того, вчера Дума приняла решение продлить по просьбе правительства график своей работы: дополнительные пленарные заседания, посвященные бюджетообразующим законопроектам, пройдут до середины июля.
Практически единогласно Госдума проголосовала конституционный Закон "О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ". Этот нормативный акт предусматривает возможность появления нового субъекта в составе РФ путем объединения двух и более субъектов в один. Кроме того, закон определяет порядок принятия в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства, даже если оно и не имеет общей границы с Россией.