В ГОСУДАРСТВАХ Центральной Азии сегодня мало кто сомневается, что прошлогодний августовский прорыв исламских радикалов в Киргизию с целью последующего проникновения в Узбекистан был лишь пробой сил, своего рода разведкой боем и при первой же возможности боевики вновь попытаются прорваться в направлении Ферганской долины. Основания для таких опасений имеются. Ведь в прошлом году киргизской и узбекской армиям так и не удалось разгромить исламистов, и они практически без потерь отступили на свои базы.
Сейчас, когда в Памирских горах уже стаял снег, угроза новой эскалации напряжения воспринимается более чем реально. Еще более осложняет ситуацию очередное наступление талибов в Афганистане. И хотя руководство Северного альянса и называет отступление своих войск "передислокацией сил", верится в это с трудом.
Правда, пока российские пограничники, охраняющие таджикско-афганскую границу, не видят серьезных оснований для паники. "Мы внимательно отслеживаем ситуацию в Афганистане, связанную с противостоянием войск северной оппозиции и отрядов талибов, и не прогнозируем в ближайшее время вторжения в Таджикистан, а также нарушения границы какими-либо крупными бандформированиями", - заявил в субботу журналистам в Москве директор Федеральной пограничной службы России Константин Тоцкий.
Впрочем, свой оптимизм главный российский пограничник выразил в достаточно осторожной форме. Из его выступления следует, что талибы и сегодня не оставляют своих попыток экспортировать "исламскую революцию" в Среднюю Азию. "Ни для кого не секрет, что деятельность Усамы бен Ладена и талибов направлена на обострение обстановки как в отдельных государствах (Киргизии, Таджикистане, Узбекистане), так в Центрально-Азиатском регионе в целом", - заявил директор ФПС. По мнению Тоцкого, "экспортерами" исламской революции могут стать агенты талибов, прибывающие в Таджикистан под видом беженцев.
Напомним, что об угрозе исламского экстремизма говорилось и на июньской встрече президентов России, Китая, Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана в Шанхае. По мнению участников саммита, талибы вместе с чеченскими и уйгурскими сепаратистами пытаются объединить свои усилия и создать единый фронт в борьбе со светскими режимами.
Пожалуй, наибольшую активность (причем в самых разных направлениях) проявляет Ташкент. Дипломаты этой страны уже пытались выступить в качестве соперников в межафганском конфликте и усадить противоборствующие стороны за стол переговоров. В то же время Ташкент пытается заручиться и военной поддержкой Вашингтона. США уже согласились, чтобы американские инструкторы готовили узбекских военных летчиков.
Казахстан же, похоже, не надеется, что южным соседям республики удастся удержать обстановку под контролем, и продолжает усиленно укреплять свои пограничные рубежи. По мнению руководства казахстанских пограничных сил, реальная угроза безопасности для республики исходит именно с юга, где "не исключаются проявления экстремизма, бандитизма, терроризма".