Владимир Чуб готов биться с правительством за каждый рубль региональных доходов.
- ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ, с вашей подачи Госсовет может добиться участия в обсуждении бюджетного кодекса. Ваши коллеги-губернаторы поддерживают эту идею?
- У нас возник вопрос. Если проект бюджета обсуждается в трехсторонней комиссии с участием Госдумы, Совета Федерации и правительства, то какова же здесь роль Госсовета? Мы что, должны создать четырехстороннюю группу, чтобы в ней работали и наши представители, и мы сами? Наверное, лучше, чтобы Госсовет через собственную рабочую группу самостоятельно консультировался с правительством. Если правительство не примет наших предложений, мы поработаем с депутатами от наших территорий и объясним им, чем наше мнение лучше. А если договоримся, тогда попросим у депутатов поддержки.
- Имеет ли смысл обсуждать бюджет на общем заседании Госсовета?
- Мы в принципе в поиске. Наверное, это возможно, но выбирать будет президент. Нам важен результат: или решение Госсовета должно быть обязательным для правительства, поскольку оно рекомендовано президентом, или позицию правительства нужно оформлять в категорической форме. Мы, например, считаем необходимым закладывать в бюджет не только среднюю цену на нефть, но и фиксированный уровень тарифов на продукцию естественных монополий. И пока год не закончился, ничего не менять, иначе мы просто сломаем бюджет.
- Рабочие группы Госсовета - это явление временное. Многие губернаторы предлагают создать при президенте или правительстве постоянные комиссии. Вы разделяете это предложение?
- Мне кажется, не надо этого делать. При необходимости можно просто продлевать деятельность рабочих групп Госсовета, который и так действует при президенте. Кто-то может быстро отработать, а какие-то группы могут существовать постоянно.
- Вам не кажется, что на практике все получается несколько иначе: президент поручает правительству "учесть" ваши предложения, а как именно учесть - это уже дело Белого дома?
- Ну, для этого нужно поработать с правительством. Вот, например, заседание нашей рабочей группы по межбюджетным отношениям закончилось тем, что мы с Минфином договорились.
- А в случае с РАО "ЕЭС" получилось иначе.
- По поводу РАО "ЕЭС" мне сложно говорить - я не работал в той группе. Но вот дискуссии по Земельному кодексу тоже показательны. Этот вопрос очень бурно обсуждался в Думе, и мнение Госсовета прозвучало достаточно убедительно.
- Летом правительству предстоит обсудить основные параметры бюджета на следующий год. Как вам кажется, мнение рабочей группы Госсовета по межбюджетным отношениям будет учтено в окончательном варианте документа?
- По основным вопросам нам удалось договориться. Но остаются и разногласия. Например, нерешенным остался вопрос по минимальной заработной плате. Сегодня она составляет всего 100 рублей, и ее предлагается поднять до 450. Но это может вырасти в неподъемную для бюджета сумму, поскольку повышение минимума автоматически скажется и на сельском хозяйстве, и на промышленности. Еще один вопрос - детские пособия. В федеральном законе говорится, что часть из них оплачивают предприятия, а часть - социальные подразделения. Потом все свели к социальным службам. И получается, что закон федеральный, а выплачивать пособия должен муниципалитет.
- А почему вы считаете, что регион не должен отвечать по долгам коммерческих предприятий, получавшим кредиты под гарантии губернаторов?
- Потому что получить госкредит могло и на 100% государственное предприятие. А губернаторам выставили условие - кредит выдается только под наши гарантии. Это была государственная политика по поддержке сельскохозяйственных производителей, например. Но в этом заложен совершеннейший парадокс: государственное предприятие берет кредит у государства, а мы должны за это отвечать. Это неправильно.