В НАЧАЛЕ июля Государственной Думе предстоит решить вопрос о том, надо ли усиливать роль и влияние Счетной палаты - специального контрольного органа, создаваемого обеими палатами Федерального собрания для того, чтобы знать, как тратятся бюджетные деньги и правительством страны, и региональными властями, и вообще любой структурой, получившей из казны хотя бы одну копейку государственных денег. Новый председатель СП - Сергей Степашин - с самого своего назначения объявил о том, что лично его нынешний статус подведомственного ему органа не устраивает и предложил несколько вариантов изменения. Основная идея всех этих вариантов состояла в том, что Счетную палату и особенно ее предписания и заключения все должны уважать и бояться, а прокуратура обязана реагировать на исходящие из СП бумаги должным образом.
Вчера бюджетный комитет нижней палаты рассмотрел один из вариантов повышения статуса Счетной палаты и рекомендовал Думе принять его в первом чтении на одном из последних пленарных заседаний текущей весенней сессии. Обсуждение поправок к действующему закону о СП велось в довольно резком антиправительственном духе, который, кстати, демонстрировали не только депутаты, но и сам Сергей Степашин. Особенно явно такой антиправительственный настрой проявился в тот момент, когда депутаты стали обсуждать отсутствие к законопроекту официального заключения кабинета министров, которое не появляется несмотря на то, что документ разработан еще в сентябре прошлого года. Степашин в этой связи заметил, что "Михаил Касьянов очень не хочет, чтобы такой закон был, - я думаю, всем понятно почему". Председатель же подкомитета по деятельности Счетной палаты Валерий Гальченко объяснил, что лично премьер не подписывает необходимой бумаги, хотя его заместитель и министр финансов Алексей Кудрин уже составил ее проект еще на прошлой неделе.
Чтобы понять, почему Касьянов "саботирует" такую важную работу, как представление мнения - скорее всего отрицательного - правительства на довольно значимый законопроект, достаточно просто посмотреть содержание предлагаемых депутатами (читай - Сергеем Степашиным) поправок к закону о Счетной палате. Напомним, что сейчас председателя палаты и половину ее аудиторов назначает Дума по собственному разумению и согласованию своих фракций, а заместителя председателя и вторую половину аудиторов - назначает Совет Федерации и тоже самостоятельно. Теперь же предполагается, что сам президент будет предлагать депутатам и сенаторам кандидатов на должности председателя и зампредседателя СП. То есть на вооружение берется схема назначения премьера в нижней или, например, генпрокурора - в верхней палатах. Интересно, что кандидатуры аудиторов должны будут определяться не путем кулуарных "согласований", а председателем СП. Все вышеизложенное, по мнению авторов законопроекта, и должно повысить статус Счетной Палаты, а заодно и укрепить в ней принцип единоначалия.
Понятно, что в этом случае свои отчеты она будет направлять не только парламенту, но и главе государства, которому, как вчера многократно было сказано на заседании думского бюджетного комитета, объективная информация о деятельности кабинета министров нужна еще больше, чем даже законодателям. А объективной такая информация, по замыслу авторов документа, может стать только тогда, когда проверяющий орган, то есть Счетная палата, станет полностью финансово независимым от проверяемого, то есть, к примеру, Министерства финансов. Именно поэтому депутаты и предложили, чтобы выделенные в бюджете деньги выдавались СП не в соответствии с внутренними инструкциями Минфина, а по одной двенадцатой части годового назначения каждый месяц.
Таким образом, из нынешней хотя и "вредной", но не слишком влиятельной структуры Счетная палата вполне может превратиться в орган, во главе которого встанет креатура президента и который будет постоянно находиться за спиной исполнительной власти. Благодаря прямому выходу на главу государства он всегда сможет официально проинформировать его о всех безобразиях, творимых правительством. Осенью в Думе планируется разработать еще одну группу поправок к закону о Счетной палате, усиливающих ее полномочия. Речь может пойти о предоставляемом СП праве безакцептного списания денег с любого счета, в случае нарушения владельцем последнего правил обращения с бюджетными средствами.