ЭКСПЕРТЫ в один голос предупреждают: большая часть социально активной группы населения в России во вполне обозримом будущем станут пользователями всемирной компьютерной сети Интернет. Помимо всего прочего это еще и одна из наиболее активных частей российского электората.
Между тем распространение Интернета на территории России не для всех является радостным фактом. Достаточно вспомнить, какую головную боль Всемирная паутина доставила и будет доставлять тем, кто призван контролировать ход предвыборных кампаний. А также и самим участникам предвыборной гонки. В период парламентской, президентской кампаний, а также кампании по выборам мэра столицы Интернет в полной мере проявил себя с точки зрения возможности безнаказанно размещать там все, что душе угодно, - начиная от банального компромата и заканчивая фальшивыми рейтингами.
Существенный и принципиально важный момент: пока аудитория российского Интернета составляет не более 5% (по оптимистическим оценкам) взрослого населения страны, ожидать непосредственного влияния Интернета на избирательный процесс было бы наивно. (В США Интернетом пользуется примерно 50% взрослого населения.) Известный эмпирический закон социологии: пока число пользователей Интернетом в России не достигнет 10%, влиянием Сети на электоральное поведение населения можно пренебречь.
Тем не менее ретроспективно можно утверждать: ситуация существенно изменилась 19 декабря 1999 года, и особенно на выборах мэра Москвы. Ведь в Москве число пользователей Интернетом вплотную приближается к заветным 10% населения города. Так, по данным Gallup Media на октябрь 1999 г., 545 тыс. москвичей обращались к Интернету в течение месяца (7,8% от всех москвичей старше 16 лет).
Юрию Лужкову пришлось узнать на собственной шкуре, что такое предвыборная борьба на невидимом Интернет-фронте. Так, его основной соперник в споре за кресло столичного градоначальника, Сергей Кириенко, даже в своих предвыборных листовках в качестве наиболее сильного увлечения указал - "Интернет". Пожалуй, именно это обстоятельство и позволило ему отнять у Лужкова около 10% голосов избирателей (по сравнению с результатами выборов мэра Москвы в 1996 году, когда Лужков получил более 90% голосов). Добавьте сюда проценты Павла Бородина и остальных претендентов - в итоге мы и имеем 70% голосов москвичей за Лужкова.
Еще прошлым летом в недрах Государственной Думы с помощью специалистов в области сетевого регулирования был разработан проект закона, призванный хоть как-то решить проблему "вольного Интернета". Документ был "вывешен" на нескольких авторитетных сайтах для ознакомления. И тогда поток критики, обрушившийся на законопроект, а также указания на огромное количество "дыр" в нем несколько охладили пыл разработчиков. После этого закон так и остался лежать в комитете по информационной политике нижней палаты парламента, ожидая соответствующей корректировки. Теперь, не дожидаясь результатов работы по "приручению" Интернета на федеральном уровне, Московская городская Дума решила попытаться отрегулировать Интернет хотя бы в пределах столицы. На днях она приняла в первом чтении поправку к закону о выборах мэра, депутатов городской Думы и советников районных собраний. Согласно ей, Интернет как средство предвыборной агитации должен отвечать требованиям законодательства. В России это пока первый подобный законодательный акт, касающийся Интернета. Возможно, он будет применен уже на выборах в Мосгордуму 16 декабря нынешнего года.
"Теперь агитация в Интернете приравнивается к агитационной деятельности, - заявил в интервью информационной службе "Страна.ru" депутат МГД Юрий Загребной. - Ясно, что сетевая агитация должна быть официально оформлена. Кроме этого, все затраты на эту агитацию должны быть оплачены из избирательного фонда. Наконец, очень важный момент, касающийся агитации в день выборов: кандидат может не закрывать архивы информации, размещенной ранее на его сайте. Поправка к закону позволяет рассматривать старую агитацию как "архив". Никто же не предлагает изымать в день выборов из библиотек подшивку газет, где содержалась агитационная информация". Как заверил Юрий Загребной, разговор идет "только об агитации во время избирательных кампаний, только о зарегистрированных кандидатах - о выборах мэра, депутатов городской Думы и советников районных собраний. Вопросы размещения информации в Сети в целом эта норма не регулирует".
Будет ли действовать разработанный Мосгордумой закон или нет - покажет уже декабрь этого года, на который назначены выборы в столичный парламент. Однако даже из слов самого Загребного ясно, что и этот правовой акт далек от совершенства. Чего стоит хотя бы разрешение публиковать на сайте кандидата архив с агитацией, где без труда можно будет найти актуальную информацию, описание достоинств кандидата или компромат на соперника.
Конечно, в том, что закон об Интернете необходимо принимать, сомнений почти не возникает. Однако слова председателя ЦИКа Александра Вешнякова о том, что все правила проведения предвыборной агитации распространяются и на пользователей русской Паутины, выглядели весьма наивными. Существующее федеральное законодательство никак не регулирует использование Интернета в избирательных кампаниях. Интернет нигде не упоминается как средство массовой информации (статус средства массовой информации приобретают лишь те сайты, которые сами себя объявили СМИ, получив лицензию Министерства печати РФ). И до сих пор юридически никак не регламентируется, можно ли считать текст, появившийся в Интернете, публикацией.
Между тем, если следовать букве закона, очень серьезная юридическая коллизия может возникнуть, например, непосредственно накануне и в день выборов. Ведь "в течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдума, иных исследований, связанных с выборами и референдумом, не допускается" (Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Хотя именно это случилось на выборах в Госдуму РФ 19 декабря 1999 года.
Скажем, на сайте Фонда ИНДЕМ можно было спокойно найти результаты этих самых социологических опросов и за три дня до голосования, и непосредственно в день голосования. Что уж говорить о нашумевшем проекте Глеба Павловского - сайте "ВВП.ru", который доставил Центризбиркому больше всего хлопот. На нем, напомним, в течение дня голосования непрерывно публиковались обновляющиеся "exit polls" - результаты опроса избирателей на выходе с участков. Это закон о выборах строго-настрого запрещает, поскольку такая практика способна повлиять на результаты волеизъявления. Однако ЦИКу, несмотря на привлечение техники и мозгов Генпрокуратуры и ФАПСИ, воспрепятствовать этому так и не удалось. Вместо взломанного сайта как грибы после дождя появлялись так называемые зеркала - страницы, на которых публиковались оперативные данные с избирательных участков.
И все же объективно существуют лишь три пути - либо отказаться от законодательного "усмирения" Сети вообще, либо принять законы для галочки, которые не будут действовать, либо брать на вооружение так называемый китайский вариант, не делающий чести демократическому государству и ограничивающий выход пользователей в Сеть. Но, может быть, дело всего лишь в неправильной идентификации виновника. Стоит не кивать на бескрайнюю Всемирную паутину, которая является основным инструментом мирового процесса глобализации, а просто сделать ответственными за размещенные в Интернете материалы конкретных юридических или физических лиц. Если они нарушают закон - значит, к ним и надо относиться как к нарушителям закона.