Лени Рифеншталь делает кино.
Cегодня в Санкт-Петербурге в рамках фестиваля документального кино "Послание к человеку" должен был быть показан фильм Лени Рифеншталь "Триумф воли". Протесты общественности заставили показать его несколько раньше, но сути дела это не меняет. Получился скандал.
После крушения фашистской Германии Рифеншталь, которая до сих пор жива, через год ей исполнится сто лет, говорила, что была вне политики и ничего не знала о намерениях и планах Гитлера. Тем не менее именно она сняла, быть может, самый мощный пропагандистский фильм из всех когда-либо снятых. Тот самый "Триумф воли", который показан на фестивале "Послание к человеку".
Фильм этот о Нюрнбергском съезде Национал-социалистической рабочей партии Германии. Гитлер сказал о нем так: "Она создала фильм о нашем времени и нашем предназначении. Это уникальное и несравненное прославление силы и красоты нашей партии". Это действительно шедевр пропаганды. И тем, кто интересуется киноискусством, психологией масс, историей фашизма, посмотреть этот фильм необходимо. Но зачем надо было приурочивать его показ именно к 60-летию начала войны?
Трудно сказать, что имели в виду организаторы фестиваля. Может быть, и ничего не имели в виду. Просто хотели отметить этот день в духе современного эстетского просветительства. Но символ получился оглушительный. Такое вот послание к человеку: мы демонстрируем вам триумф немецкой воли как раз в момент, когда отмечается круглая дата начала самой чудовищной манифестации этой воли. На фоне жалкого прозябания народа-победителя и явных успехов побежденного народа такое послание смотрится сильно.
Впрочем, будем исходить из того, что никто не имел в виду сделать столь вызывающий жест. Предположим, что нынешняя демонстрация "Триумфа воли" просто эстетская выходка взрослых детей. Ну так тем более она символична. И симптоматична. Ничего не иметь в виду, демонстрируя такой фильм к такой дате, - симптом тех изменений, которые произошли в общественном сознании народа страны-победительницы.
Изменения эти произошли не вчера, они накапливались исподволь и давно. Вот фрагментарный ряд эпизодов. Невольная эстетизация умных фашистов в красивых гестаповских формах, осуществленная Татьяной Лиозновой в культовых "Семнадцати мгновениях весны", и следом - добродушные анекдоты о похождениях Мюллера и Штирлица. Слухи о каких-то советских поклонниках Гитлера, читающих "Майн Кампф" и устраивающих демонстрации в день его рождения. Это в застойные годы. Пришла перестройка, было заявлено "новое мышление", начался вывод советских войск из Германии, пошла оскорбительная, но жизненно важная для стариков гуманитарная помощь, встречи голодных победителей с сытыми побежденными, "Майн Кампф" стала продаваться на уличных книжных развалах, появились скинхеды, стали ощутимыми претензии немцев на Калининград... И вот теперь еще кинопоказ.
Все это вроде бы разнородные явления. Казалось бы, в этих примерах перемешаны понятия фашистского и германского. Но дело в том, что в советском идеологическом сознании эти понятия очень долгое время были теснейшим образом связаны. И когда идеологическое сознание начало мало-помалу разрушаться, в обломках его трудно было отделить одно от другого. Это остается так даже сегодня, поэтому столько путаницы в рассуждениях о войне. Но если посмотреть на этот ряд со стороны, можно увидеть его как единый процесс. В сущности, это процесс излечения от той чудовищной травмы, которую нанесла нам война.
Конечно же, в этом процессе есть и болезненные явления, подчас совершенно чудовищные осложнения (взять хотя бы российских поклонников Гитлера, которых становится все больше среди молодежи). Но в целом этот процесс - совершенно естественный. Потомки воевавших не могут оставаться врагами. Время затягивает даже самые страшные раны. Либо уж убивает. Нетрудно понять: война как национальная трагедия, чем дальше, тем неизбежнее будет забываться. Хотя бы потому, что носители памяти этой трагедии, герои, вынесшие на себе ее бремя и боль, уходят от нас. Они спасли человечество от страшной катастрофы, но они не смогут победить естественный ход вещей. И тогда останется только память об этой войне и трудной Победе.
Но даже переживание Великой Победы со временем меняется. Чем дальше, тем больше радостный и жизнеутверждающий праздник День Победы отделяется от своей первоначальной конкретной сути - победа над фашистской Германией - и становится праздником Победы вообще. Это давно уже замечено. И тенденция здесь очевидна. Со временем День Победы станет днем всякой Победы, ибо Победа, как одно из важнейших переживаний всякого человека, требует особого государственного ритуала. Вряд ли государство может пройти мимо этого. Ведь победа - это триумф. Воли. Это факт, сам по себе он не хорош и не плох. Плохо лишь то, что государство, которое остается без контроля общества, может все превратить в триумф своей воли. Это болезненная проблема.
Но проблемы, которые ставит перед человеком жизнь, всегда болезненны. Среди прочих проблем, созданных нам нашими властителями, - проблема национального унижения. Это проблема не менее важная, чем известные экономические, политические и социальные проблемы. И ее надо как-то решать. Патриотическое воспитание и прочие занудные методы, которыми владеет государство, здесь не помогут. Единственный способ - понять проблему как свою и разрешить ее, пропустив через себя. И тогда, может быть, станет ясно, что никакой проблемы национального унижения не существует. Что есть только проблема душевной лени и нежелания жить в том мире, который дал тебе Бог.
Конечно, дело не так быстро делается. Нас всех еще долго будут мучить травмы войны, годовщину начала которой мы сегодня отмечаем. Еще долго такие акции, как показ фильма Лени Рифеншталь, будут вызывать болезненную реакцию. Но, быть может, настанет время, когда мы просто не сможем понять тех вещей, которые здесь обсуждались.