Аркадий Вольский, получив поддержку крупного бизнеса, потерял самостоятельность.
ДВЕНАДЦАТЫЙ съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), прошедший вчера в концертном зале "Россия", был знаковым мероприятием в среде бизнес-сообщества. Но символичность заключалась не в количестве участников, которых было около 2500 человек. Неординарность мероприятия видится в том, что на этом съезде была закреплена решающая роль олигархов в избрании президента РСПП. Вчера должны были быть внесены радикальные поправки в устав, по которым глава РСПП (им является Аркадий Вольский) избирается не решением съезда, а правлением по предоставлению бюро правления. К моменту подписания номера сведений об окончательном решении этого вопроса еще не поступило.
Членами бюро за последний год стали практически все российские олигархи: глава "Альфа-групп" Михаил Фридман, председатель правления ЮКОСа Михаил Ходорковский, гендиректор "Русского алюминия" Олег Дерипаска, председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, глава "Интерроcса" Владимир Потанин и ряд других влиятельных бизнесменов. Раньше, до прихода олигархов, основными членами РСПП являлись промышленные предприятия средней и малой величины, возглавляемые "красными директорами". Бессменным президентом с момента образования РСПП в 1990 году являлся Аркадий Вольский. При Борисе Ельцине РСПП не играл существенной роли в российской политике и экономике, так как олигархи предпочитали лоббировать свои интересы самостоятельно. Однако после того как главой государства стал Владимир Путин, российские олигархи в массовом порядке начали входить в союз. Курс нынешнего президента на "равноудаленность" давал им возможность быть услышанными прежде всего в рамках коллективного органа, представляющего все бизнес-сообщество.
Сейчас в Союзе промышленников и предпринимателей сложилась система, при которой каждый олигарх курирует какое-нибудь направление - будь то налоговая или судебная реформа, вопрос вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Членство в РСПП позволяет олигархам встречаться с президентом России на регулярной основе (раз в несколько месяцев) и дает возможность быть услышанными.
Однако с изменением состава в руководстве РСПП не могли не возникнуть внутренние конфликты между Аркадием Вольским и новыми членами.
Конфликт выражался в том, что новая верхушка не обладала правом назначения главы своей организации. До вчерашнего дня вопрос избрания главы находился в компетенции съезда, подавляющее большинство которого составляли главы средних предприятий.
Сам Вольский не избежал озвучивания этой проблемы, заявив, что хочет пресечь спекуляцию о том, что представители крупного бизнеса действуют в бюро правления в своих интересах.
Все это происходило на фоне обширного выступления Вольского "Об очередных задачах РСПП в условиях реформирования экономики страны", которое вместе с делегатами выслушали председатель правительства России Михаил Касьянов, председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев, министр экономического развития и торговли Герман Греф, заместитель председателя правительства Валентина Матвиенко, губернаторы ряда регионов и члены правительства.
Еще одним именитым докладчиком был глава совета министров Михаил Касьянов. Он отметил, что правительство не может позволить стране проводить кардинальные реформы, не подготовив и не создав предпосылки для их успешного осуществления. При этом Касьянов отметил, что в области либерализации валютного законодательства реформы должны проводиться как можно быстрее. Не обошел он вниманием и тему реформ естественных монополий, отметив, что основной принцип их преобразования должен заключаться в сохранении сетевой составляющей под контролем государства, для обеспечения равного доступа к сетям.
***
Перед началом заседания на вопросы корреспондента "НГ" ответил член бюро РСПП, президент "ИМПЕКС-банка" Олег Киселев.
- Олег Владимирович, около года назад РСПП провозгласил себя неким "профсоюзом олигархов", формирующимся независимо от власти. Однако, судя по приглашенным на ваш съезд, вы активно пытаетесь влиться в вертикаль власти?
- Я не считаю, что приглашение премьер-министра - это выстраивание под Белый дом. На самом деле это нормальный элемент диалога с властью. Правительству интересно, что у нас происходит, его представители захотели присутствовать на нашем съезде - пожалуйста. Что касается губернаторов, то, если честно, здесь есть вопрос. Как элемент власти они тоже испытывают к нам интерес. Но никаких особых приглашений не было. И если губернаторы крупных регионов захотели узнать, чем живут предприниматели, мы не возражаем. У нас же не закрытое мероприятие. Но под власть мы не подстраиваемся. В этом смысле наша позиция не изменилась.
- А какие-то конкретные результаты вашего диалога с властью уже появились? Вы ведь несколько раз встречались с президентом, работаете с правительством...
- На самом деле конкретных результатов пока нет. Есть процедуры. Мы подняли такие вопросы, которые решаются на законодательном уровне. Сначала необходимо получить поддержку президента, затем обсудить в правительстве. Следующий этап - Дума, куда вносятся уже обобщенные предложения.
- По каким вопросам вам с властью сложнее всего договориться?
- На мой взгляд, самые большие противоречия у нас возникают по валютному законодательству. Есть довольно много вопросов по пенсионной реформе. На наш взгляд, реформа в том виде, в котором ее отстаивает Михаил Зурабов, не создает серьезных возможностей для возникновения притока инвестиций. И если инвестиционный ресурс не используется, это не отвечает интересам ни государства, ни предпринимателей.