ПОХОЖЕ, что за губернаторами, постепенно перебирающимися из верхней палаты парламента в консультирующий президента Госсовет, в скором времени закрепится репутация "правительственных ревизоров". Практически все их программы, начиная от концепции социально-экономического развития России до реформ МПС и РАО "ЕЭС", разрабатывались как бы "вдогонку" белодомовским предложениям. Вчера рабочая группа Госсовета по межбюджетным отношениям пыталась пересмотреть правительственную Программу развития бюджетного федерализма до 2005 года, одобренную еще в мае. На следующей неделе губернаторы представят свои соображения президенту.
Последнее заседание возглавляемой им рабочей группы алтайский губернатор Александр Суриков начал с рекомендации: "Просьба начать высказываться. Высказываться надо в микрофон - мы будем вести запись. У вас микрофоны есть на столах?" После обнаружения микрофона в губернаторах проснулся дух заботы о собственных регионах, неожиданно "задремавший" в период принятия Налогового кодекса. Год спустя выяснилось, что "изменение налогового законодательства в части распределения между уровнями бюджетной системы не соответствуют целям" Программы развития бюджетного федерализма. В связи с этим госсоветовцы озаботились законодательным закреплением минимальных социальных стандартов и их отражением в основном финансовом законе страны на следующий год. Отражение должно называться "минимальным бюджетом субъекта Федерации" - предлагать меньше финансистам в Центре должно быть стыдно.
Этим бюджетные новации региональных лидеров не ограничились. Ростовский губернатор Владимир Чуб предложил распространить обсуждение проекта бюджета и на госсоветовские структуры с тем, чтобы позиция глав регионов с наименьшими искажениями дошла до президента. Кроме того, по мнению губернаторов, в бюджете неплохо бы прописывать и тарифы на услуги естественных монополий, которые должны пересматриваться не чаще, чем раз в год.
Еще одно предложение губернаторов, с которым они намерены ознакомить президента, - "списание и реструктуризация задолженности субъектов Федерации (не только на суммы процентных платежей, но и основной суммы долга) при неукоснительном взаимном исполнении бюджетных платежей". По мнению госсоветовцев, это должно несколько уровнять регионы, "оказавшиеся в более выгодном положении по уровню экономического развития". В доказательство своей правоты они приводят соотношение между 10 самыми "богатыми" и 10 самыми "бедными" регионами: в 1998 году различие в "богатстве" составляло 16,6 раза, а в 2001 году - 20,7. Центр, по версии губернаторов, предпочитает этого не замечать и, напротив, сокращает налог на прибыль с 35% до 25%, при этом лишая регионы инвестиционных льгот. Компенсировать эти потери могло бы расщепление налога на добычу полезных ископаемых в пользу субъектов Федерации, чем и намерены заняться главы регионов в течение ближайших трех недель.