ТЕ КРАЙНИЕ парламентские формы сопротивления и протеста, которые использовали думские левые на последнем пленарном заседании нижней палаты парламента, на котором рассматривался неприемлемый для них Земельный кодекс, безусловно, ставят перед Кремлем один важный вопрос: что делать с такой Государственной Думой, где около одной трети депутатов готовы устроить неприглядный скандал только из-за того, что не имеют достаточно сил для обеспечения собственной победы в той или иной дискуссии? Как представляется, у президентской администрации есть несколько вариантов действия - более или менее вероятных.
Один из них - это возвращение к старому сценарию перераспределения внутридумских номенклатурных должностей между лояльными исполнительной власти фракциями. Понятно, что при этом такие посты должны быть отняты у представителей КПРФ и ее союзников, которые, напомним, получили в результате сговора с фракцией "Единство" около десятка постов председателей комитетов и, главное, - кресло думского спикера. В думских кулуарах уже прозвучали намеки на то, что плохо поведшие себя коммунисты могут быть вышеназванным способом наказаны. Подобное заявление сделал, например, заместитель лидера главной пропрезидентской фракции Владислав Резник, а депутат из ЛДПР Алексей Митрофанов потребовал смещения Геннадия Селезнева с поста председателя Думы. Впрочем, вполне однозначно можно предположить, что последняя инициатива Кремлем скорее всего поддержана не будет - г-н Селезнев вполне устраивает президента и правительство, да и после пятницы он, кажется, имеет больше противников в стане думских левых, чем среди центристов или правых. Что же касается перераспределения думских портфелей, то и этот вариант вряд ли будет принят путинской администрацией к исполнению. Два или три раза подобная инициатива возникала на Охотном Ряду, но ни разу она не продвинулась дальше кулуарных дискуссий. Ведь передача должностей от одних фракций другим просто приведет к временному параличу главного законодательного органа страны, что исполнительной власти совсем не нужно, и особенно в настоящий момент, когда она добивается от Думы одобрения пары десятков основополагающих для будущего развития страны законов.
Все разговоры об охотнорядском номенклатурном перевороте возникали после того, как какой-нибудь возглавляемый левыми комитет чересчур серьезно начинал сопротивляться правительственным инициативам. Но как только сопротивление прекращалось, смолкали и разговоры. И только одно думское подразделение вызывало постоянное раздражение на Краснопресненской набережной - это возглавляемый коммунистом Валерием Сайкиным комитет по социальной политике, который постоянно выступал с законопроектами, пробивающими в бюджете огромные бреши. Однако сейчас данная проблема успешно решена - фракция "Единство" волевым порядком перевела в этот комитет около десятка своих депутатов. Так что теперь коммунисты там в меньшинстве, а это значит, что и пенсионные законы, и проект Трудового кодекса они "завалить" никак не смогут.
Еще один возможный вариант реакции Кремля на расстройство прежде налаженной думской машины - приобретение вместо нее нового агрегата. Проще говоря, роспуск нынешней нижней палаты под неким благовидным предлогом и проведение досрочных выборов, результатом которых должно стать иное распределение думских мандатов среди различных политических сил. О подобном развитии ситуации много говорили в конце февраля - начале марта этого года, когда коммунисты пытались вынести вотум недоверия кабинету министров. Однако тогда, попугав депутатов роспуском Думы, в администрации президента на подобный шаг так и не решились, хотя для проведения досрочных парламентских выборов и разведения сроков думских и президентских кампаний время было подходящее. Правительство в то время с точки зрения законодательной деятельности практически сидело без дела (еще не были инициированы базовые законопроекты), экономический фон, как показывает нынешнее состояние дел, оставался бы для проведения выборов вполне приличным, а бюджет уже принимала бы новая Дума.
Сейчас же не самый благоприятный момент для замены депутатского корпуса. Выборы, которые по закону должны состояться в трехмесячный срок, во-первых, парализуют прохождение основополагающих законопроектов, а во-вторых, сорвут принятие бюджета. И Кремль вряд ли пойдет на собственноручную дестабилизацию ситуации в стране.
Впрочем, у идеи роспуска Думы есть немало сторонников. И, судя по прогнозам источников "НГ", если таковой и состоится, то с расчетом на то, чтобы досрочные выборы состоялись в марте. Дело в том, что постепенное ухудшение экономической ситуации, которое прогнозируют многие эксперты, не оставляет особого времени на размышления. С точки зрения состояния экономики, как уже говорилось выше, идеальным моментом роспуска был март этого года. Но этого не произошло. Поскольку ранняя осень по вышеперечисленным причинам также отпадает, остается ноябрь-декабрь. Хотя ежемесячно растущая инфляция, выражающаяся практически в еженедельных подорожаниях, может серьезно сузить поле для кремлевского маневра в отношении Думы.
К тому же возможный вариант роспуска Думы необходимо рассматривать как важное звено крупной стратегической игры. И если такой ресурс и будет потрачен, то вовсе не для того, чтобы нейтрализовать недовольство пусть крупной, но одной-единственной политической силы, которая к тому же - по планам кремлевских аналитиков - в ближайшее время должна быть доведена до более или менее маргинального состояния.
И коммунисты сами обрекают себя на это. После неудачи с Земельным кодексом в Думе они планируют провести массовые акции в южных регионах России, где к традиционной нехватке земли в последнее время добавились проблемы противостояния коренного населения (особенно это относится к казакам) и национальных общин мигрантов из Закавказья. Помимо традиционных пикетов, КПРФ собирается воспользоваться своим влиянием в регионах: поскольку Земельный кодекс затрагивает предметы совместного ведения Центра и субъектов Федерации, то он должен быть согласован с регионами. К прошлому заседанию КПРФ набрала 24 отрицательных отзыва от законодательных собраний субъектов Федерации и надеется, что к следующему чтению их будет более 30. Тогда вместо быстрого проталкивания Земельного кодекса придется создавать согласительную комиссию, и даже если коммунистов снова, как и в комиссии по КЗоТу, лишат права решающего голоса, КПРФ может замотать процесс обсуждения процедурными вопросами.
Возможность подобных действий, впрочем, не сильно расстраивает Кремль. Ведь для усмирения левых всегда найдутся способы, не относящиеся к разряду таких радикальных, как роспуск Думы, которые и составляют третий вариант развития ситуации. И эти способы, судя по всему, уже начали применяться. Геннадий Зюганов сообщил вчера о том, что он еще вечером 15 июня все-таки дозвонился до Владимира Путина и тот обещал принять делегацию жалобщиков. Именно поэтому вчера от лидеров коммунистов уже было не услышать никаких ругательств и критики конкретных должностных лиц. Так что можно предположить, что Зюганов и его сторонники в конце концов удовлетворятся неким подобием компромисса - ради престижа страны, крепости государства и мирной обстановки в нем. Да и сама Компартия в качестве постоянной в последние годы оппозиции режиму оказалась настолько глубоко интегрирована в систему государственной власти, что безболезненно выйти из этой системы она уже не сможет. Если же она все-таки сделает это, то неизбежно превратится в организацию, подобную "Трудовой России" Виктора Анпилова, то есть шуму будет много, но влияния никакого.