Региональные милицейские начальники выходят из прямого подчинения не только руководителей субъектов РФ, но и собственно министра внутренних дел - такая поправка была внесена вчера Госдумой к закону о милиции. Депутаты приняли ее фактически в редакции Владимира Путина, потому что именно он порекомендовал авторам закона установить следующий механизм назначения и увольнения глав республиканских МВД и региональных УВД: по представлению министра внутренних дел РФ президент издает соответствующий указ.
Хотя подчинение местных милицейских начальников их головной федеральной структуре по вертикали формально и сохраняется, однако с точки зрения статуса все меняется кардинально. Понятно, что президент не назначит того руководителя, который ему не нравится, даже в том случае, если глава российского МВД ему это сделать рекомендует. Следовательно, настоящий - а не формальный - отбор кадров высшей милицейской номенклатуры переходит в руки Кремля. С назначением Бориса Грызлова министром внутренних дел такое положение образовалось де-факто: заместители ему были заранее подобраны благожелательными кремлевскими кураторами. Теперь происходит частичное закрепление несамостоятельного в кадровом смысле статуса МВД и де-юре. Пока в отношении региональных милицейских чинов, а потом, может быть, и всех остальных.
Первые свидетельства тому уже есть, и они связаны с предстоящей структурной реформой министерства Грызлова. Речь идет о семи окружных филиалах МВД, руководители которых, судя по всему, получат ранг заместителей министра и назначать которых, по некоторым сведениям, будет сам президент. Предложение Путина о своем непосредственном участии в формировании руководства региональных УВД, принятое большинством Думы без особых возражений и даже с некоторым восторгом (если, конечно, не замечать традиционных комментариев думских правых о чрезмерной концентрации власти в руках президента), является определенной уступкой региональным элитам. Они сейчас понимают, что оставить в своих руках местные милиции им не удастся. Но взамен требуют, чтобы их начальники хотя бы по статусу не уступали окружным бонзам, которым они, согласно концепции реформы МВД, будут, по существу, подчинены. Владимир Путин, как всегда, уступил настойчивым требованиям, как бы пойдя на компромисс с субъектами РФ. Однако компромисс этот все-таки более выгоден Кремлю, чем регионам, которые получают возможность сохранить лицо, но не полномочия. Так что в скором времени тот или иной губернатор уже не сможет использовать, например, местный уголовный розыск или другие специальные управления органов внутренних дел для работы на его благо против конкурентов. В полном подчинении регионов остается только милиция общественной безопасности.
И все же можно предположить, что на ближайшем же заседании Совета Федерации принятый вчера нижней палатой законопроект будет подвергнут серьезной критике и даже вообще отклонен.
В пользу последнего варианта развития событий говорят и результаты голосования: документ поддержали только 244 депутата. Таким образом, верхней палате парламента дан вполне определенный сигнал, и ее вето скорее всего Думой преодолено не будет.
Между тем вчера все высшее руководство МВД России, включая заместителей министра, было выведено за штат ведомства. Как сообщили корреспонденту "НГ" в пресс-службе МВД, это связано с тем, что сейчас проходит утверждение новой схемы кадровой структуры министерства. А сам указ о реформировании МВД президент Владимир Путин подписал еще 4 июня. По словам министра внутренних дел Бориса Грызлова, предложения по реформе ведомства заключаются в реализации двух основных требований. Во-первых, в ведомстве предлагается ввести принцип единоначалия, когда все директивы поступают через начальника территориального органа, который будет действовать в рамках существующих федеральных округов. Кроме того, в соответствии с предлагаемым планом реформирования предполагается создать три основных блока министерства: службу криминальной милиции, в которую войдут ГУБОП, ГУБЭП, Главное управление уголовного розыска и оперативные подразделения, способствующие их работе; службу общественной безопасности, в которой окажутся управления обеспечения общественного порядка ГИБДД, паспортно-визовая служба, управление Государственной противопожарной службы и, наконец, "службу тыла", что, видимо, предполагает выделение в отдельный блок всей хозяйственно-экономической инфраструктуры министерства.
Каждое направление будет курировать заместитель министра внутренних дел. Грызлов отметил, что реформирование ведомства будет осуществляться без увеличения его штатной численности. Более того, "предусматривается сокращение центрального аппарата МВД на 500 человек". Главная же цель реформы - исключить дублирование структур и функций МВД.
А теперь о персоналиях. Как и следовало ожидать, новая реорганизация МВД сопровождается кадровыми перестановками, главную роль в которых играют проверенные чекисты. Так, начальником Следственного комитета при МВД вместо Николая Соловьева стал Виталий Мозяков. О судьбе прежнего руководителя в коридорах министерства ходят туманные слухи, связанные с возбуждением против него уголовного дела. За кадровую политику МВД отвечает теперь бывший замдиректора ФСБ Соловьев, а новым начальником Управления собственной безопасности МВД тоже стал кадровый чекист - генерал-майор Константин Ромодановский. Именно ему предстоит отныне разгребать авгиевы конюшни милицейской коррупции. Впрочем, чем-то подобным он занимался и раньше. Долгие годы Ромодановский служил в Управлении собственной безопасности ФСБ. В последнее время был первым замом начальника управления. Назначение это весьма показательно. Оно свидетельствует о том, что Путин и его окружение по-прежнему делают ставку именно на чекистов. Под вопросом судьба и бывшего первого замминистра МВД Владимира Козлова, который при Владимире Рушайло возглавлял Управление по борьбе с коррупцией и оргпреступностью, куда входили три ведущих главка МВД - ГУБОП, управление "Р" и оперативно-поисковое управление.
Что же касается возможных "громких" уголовных дел, о которых сейчас говорят в МВД, то, по информации наших источников, особенно пристальный интерес новая команда "путинского набора" проявляет к Владимиру Орлову. Он не без оснований считался правой рукой Владимира Рушайло, самым близким к нему человеком. Именно Орлов занимался в МВД решением наиболее щекотливых вопросов. Всем было известно: просьба Орлова - это просьба Рушайло. Потому-то и не было такой проблемы, которую не разрешил бы генерал Орлов. В результате всего за полгода Орлов от полковника "дослужился" до генерал-лейтенанта. Такого роста в званиях не было даже в войну. "Орлов вел себя так, будто завтрашний день никогда не настанет", - говорят теперь сотрудники МВД. Ну вот, завтрашний день и настал.