Главный государственный праздник, который граждане России пытаются отмечать вот уже 10 лет, пожалуй, никогда не оказывался так тесно связан с персоной Бориса Ельцина, как в этом году. Первый президент России, сохранил свою способность удивлять. За время, проведенное вне стен Кремля, Борис Николаевич лишь однажды появился на публике - на презентации своей последней книги "Президентский марафон". Свой день рождения Ельцин провел в больнице, затем его несколько раз "хоронили", а потом "отправили" в Тибет "лечиться". Неожиданным появлением на приеме в Кремле по случаю Дня России Ельцин без особых усилий снова опроверг слухи о собственном "нездоровье". Бодрый, с отличной реакцией, первый президент с удовольствием рассказывал и о личных планах, и о своем общении с Владимиром Путиным, и о его кадровой политике, и о внешнеполитической ситуации.
Апофеозом минувших торжеств стало получение Ельциным из рук Путина ордена За заслуги перед Отечеством I степени, давшее повод к различным предположениям. С одной стороны, присвоение Ельцину ордена, являющегося президентским знаком отличия, это безусловный символ преемственности власти. Это подчеркнул и сам Путин, заявив, что День России "исторически связан" с именем ее первого президента. С другой стороны, как это часто бывает в России, вручением государственных знаков отличия принято провожать на покой политических пенсионеров. И в этом смысле награждение первого президента России можно рассматривать как подведение своеобразной черты под эпохой Бориса Ельцина. Хотя "эпоха Путина" и началась больше года назад, в ней было много ельцинского - от кадров до общих политических принципов, которые сейчас наполняются новым смыслом. Часть этого нового Путин не замедлил продемонстрировать сразу после награждения Ельцина - на встрече с представителями гражданского общества, первой за все время существования института президентства.
До недавних пор власть предпочитала заниматься укреплением собственной вертикали - в регионах, в политических институтах, в избирательном и партийном законодательстве. "Негосударственные" сообщества Кремль не слишком интересовали. О них все больше предпочитали "заботиться" иностранные спонсоры и эмигрировавшие соотечественники. В определенный момент это дало повод главному российскому политтехнологу Глебу Павловскому заявить о том, что Березовский по дешевке скупает гражданское общество. Да и сам президент на встрече высказался в том смысле, что российское общество должно существовать не на западные гранты, а на российские деньги.
Главным результатом встречи стало решение о создании так называемого Союза союзов, в который войдут представители негосударственных и некоммерческих объединений. Первый съезд этой структуры должен состояться уже в ноябре, а Владимир Путин вроде бы пообещал выступить на нем с программной речью об отношениях власти и союзов. Как поняли участники встречи после беседы с президентом, создающаяся организация в определенном смысле может претендовать на тот же статус, каким сейчас наделен Госсовет - консультировать главу государства по самым актуальным для них вопросам, в том числе и по судебной реформе.
На самом деле идея создания Союза союзов родилась еще два года назад и была опубликована в "НГ". Ее авторство принадлежит тогда еще не работавшему в Кремле Владиславу Суркову. На тот момент под идеей создания еще одной общественной организации подписались с десяток профессиональных и творческих объединений, включая союзы архитекторов, журналистов, телевещателей, сочувствующих оборонным предприятиям, хирургам и держателям технологических парков. Перед так и неоформившимся союзом ставились довольно амбициозные задачи - "защита как общегосударственных, так и корпоративных интересов", "создание кадрового резерва", "продвижение наиболее перспективных специалистов" и даже формирование новой политической элиты.
Старая идея была признана полезной и при новом президенте. Сурков присутствовал на встрече Путина с представителями общественных объединений и даже заявил, что "необходимо думать не только о великом государстве, но и о великом обществе". Правда, спустя два года цели существования Союза союзов, видимо, будут скорректированы. Нишу защитников корпоративных интересов занял Российский союз промышленников и предпринимателей, а формированием новой элиты (в частности, политологов) вроде бы пытается заниматься экспертное управление администрации президента. В Кремле не скрывают, что хотели бы видеть в Союзе союзов структуру, которая будет "проводить экспертизу основных намерений власти в отношении общества".
Понимая, что методы чистой политики в отношении негосударственных объединений - прием спорный, кремлевские чиновники предусмотрительно шутили с журналистами: "Вы, конечно, напишете, что мы создаем "вертикаль гражданского общества". Отчасти так оно и есть. Гражданское общество в России даже с большой натяжкой сложно назвать структурированным, и это фактически дает власти возможность "выбрать" (часто и в прямом смысле слова) себе то общество, с которым она хотела бы иметь дело и делить ответственность. Например, кого позвать в Кремль: представителей Союза журналистов, традиционно поддерживающих оппозиционные власти СМИ, или руководителей альтернативного Медиа-союза.
Впрочем, и само гражданское общество пока не слишком стремится к самостоятельности. Обсуждая идею создания Союза союзов, его потенциальные участники высказывались за то, чтобы эта структура действовала при президенте. В администрации отказали, сославшись на то, что гражданское общество должно жить своей, независимой от государства жизнью. Впрочем, и после этого на президента продолжают возлагать совершенно фантастические надежды. Особенно отличился директор Ассоциации политического консультирования Сергей Марков, обратившийся к Путину с призывом восстановить в обществе моральные нормы и внести ясность в понятия "добра" и "зла". Объяснять, что такое "хорошо" и что такое "плохо", президент не счел возможным. Смущенный столь специфической задачей, Путин посоветовал Маркову получше прислушаться к голосу генов и русской традиции, которая лучше всякого главы государства рассказывает о справедливости.
С общественными деятелями в День России Путин общался и формально, наградив многих из них премиями как государственными, так пушкинской и имени Булата Окуджавы. Президент жал руки многочисленным VIP-ам от культуры: среди них были и знаменитые актеры - от Леонида Ярмольника до Алисы Фрейндлих, и великие музыканты Юрий Башмет и Наталья Гутман, и молодые звезды балета - Николай Цискаридзе с Дианой Вишневой. Некоторые из награжденных не только получали, но и дарили: так, поэт Дмитрий Сухарев вручил президенту четыре диска с песнями Булата Окуджавы. Так что теперь "Возьмемся за руки, друзья..." доносится, наверное, из окон путинского кабинета.