Владимир Путин полюбил бывать на национальных праздниках. Год назад в Казани президент опробовал на себе все прелести татарского сабантуя - мерялся силами бицепсов с местной жительницей, нырял лицом в простоквашу в поисках "монетки счастья", любовался на племенных скакунов и борцов на кушаках. Сегодня Путина ждут в Уфе.
Какой из трех праздников отметит Путин в Башкирии - общероссийский День независимости, городской день Уфы или все-таки национальный Сабантуй, - сами жители этой республики пока точно не знают. Первый кажется предпочтительнее идеологам в Центре. В Москве уже родилась версия о том, что визит президента в глубь страны должен подчеркнуть единство и многообразие России. О втором, видимо, мечтают городские власти. Республиканские же чиновники постараются сделать акцент на национальной экзотике Сабантуя - вся она должна разместиться на 50 площадках. В Уфе надеются, что Путин примет участие в конном празднике, по случаю чего особые организационные усилия были сосредоточены на ипподроме. А знакомые с башкирскими традициями москвичи опасаются, как бы Муртаза Рахимов не повторился и не подарил племенного ахалтекинца еще и Владимиру Путину. Первым этой чести удостоился Юрий Лужков.
Любовь к национальным праздникам досталась Путину в наследство от Бориса Ельцина. В 1996 году первый президент России с завязанными глазами лихо разбивал глиняные горшки, доказывая таким образом свою политическую, в том числе и предвыборную удачливость. Но если первому президенту России "народные радости" и безгалстучная дипломатия были очень близки и чисто по-человечески (достаточно вспомнить мужские поцелуи и объятия, игру на ложках и походы в баню), то в "застегнутый" стиль его последователя подобные пируэты вписывались с явной натяжкой. Одно дело фотографироваться в авиационном шлеме или камуфляжной куртке и совсем другое - в татарской тюбетейке.
Однако надеть тюбетейку Путину все-таки пришлось. Первые попытки объяснить региональным лидерам, что у них появляются новые начальники (в лице полпредов), что субъекты Федерации теперь не самые крупные административные образования, что законодательство нужно выравнивать под Конституцию, а губернаторам теперь место вовсе не в верхней палате парламента, а в Госсовете, были сложны не только в политическом, но и лингвистическом смысле. Национальные элиты, в свое время взявшие столько суверенитета, сколько смогли, успели подзабыть, на каком языке говорит Центр. Телевизионные обращения президента звучали в регионах не убедительно - регионалы требовали от главы государства личного убеждения.
Прошлогодний вояж Путина в Казань накануне прохождения трех президентских законопроектов через верхнюю палату парламента, похоже, дал свои результаты. Губернаторы согласились и с новыми принципами формирования Совета Федерации, и с тем, что их можно отстранить от власти, и с неизбежностью развития институтов местного самоуправления. Однако отменить договорную систему отношений между Центром и регионами пока так и не удалось, несмотря на популярность этой идеи у чиновников, сверяющих федеральное и региональное законодательство. А право потрудиться над разграничением предметов ведения между Центром и субъектами Федерации в президентском Госсовете, хотя бы и с помощью кремлевских юристов, было отдано президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву. Не без его же усилий национальным республикам удалось частично отстоять и свое "паспортное право". И хотя в новых образцах главного удостоверения личности, выдававшихся вчера в Татарии и Башкирии, графа "национальность" отсутствует, на особый вкладыш Москва все-таки согласилась.
Муртаза Рахимов, в отличие от президента Татарстана, обладает меньшим политическим влиянием, и, видимо, потому не упускает ни одной возможности продемонстрировать свою оппозиционность нынешней власти. Именно Рахимов вместе со свердловским губернатором Эдуардом Росселем и чувашским президентом Николаем Федоровым громче всех своих коллег по верхней палате парламента выступал против путинской реформы вертикали власти. Ему же принадлежит заявление о необходимости пересмотра границ федеральных округов и "прописки" Башкирии в Уральском округе, и предложение губернаторам выкупить акции НТВ у его главного кредитора. Башкирский лидер оказался единственным членом президиума Госсовета второго созыва, хотя в свое время он же называл проект этой структуры перспективным. В то же время говорить с Рахимовым Путину будет вряд ли сложнее, чем с Шаймиевым. Хотя бы потому что Сабантуй не только отличный повод для народного гуляния, но и для откровенных разговоров "по душам".