ВСТРЕЧА президентов России и США, которой так настойчиво добивалась наша сторона, наконец состоится. Без преувеличения можно утверждать, что от итогов этой встречи и последующих переговоров во многом зависят будущее нашей страны и тенденции развития геополитической ситуации. В своем заявлении по поводу намерений США развернуть НПРО президент Буш изложил новую концепцию стратегической стабильности, отвечающую сегодняшним политическим реалиям, и предложил России стратегическое партнерство, основанное на общих интересах наших стран. Центральным моментом американских предложений является отказ от концепции гарантированного взаимного уничтожения как основы ядерного сдерживания в годы холодной войны. Наши страны не являются идеологическими противниками, и не существует таких противоречий, ради которых какая-либо из сторон может подвергнуть свой народ ядерной опасности. Кроме того, предполагаемая НПРО (если только она будет создана) никоим образом не может повлиять на эффективность ядерного потенциала России. По существу, предлагается начать наши отношения с чистого листа и заменить политику взаимного ядерного сдерживания на политику партнерства и совместной ответственности за поддержание стратегической стабильности. Американский президент подчеркнул, что принятие нашей стороной этих предложений означало бы коренное изменение всего комплекса отношений между Россией и США, а значит, и с остальным миром. Сегодня Америка предлагает России достойный путь в мировое сообщество развитых демократических стран.
Конечно, руководством США движет не альтруизм в отношении России, а хорошо осознанные долгосрочные геополитические интересы. На видимую перспективу главным геополитическим оппонентом США является Китай, и проблема сдерживания его международных амбиций оказывается для американского руководства одним из важнейших стратегических приоритетов. Будущее мира определяется сегодня не в Европе и не в Америке, а на тихоокеанских берегах нашего континента, и, по мнению американцев (и по нашему тоже), Россия должна сыграть здесь важнейшую роль. Сегодня никто не может отрицать потенциальную опасность для России со стороны Китая.
Китай имеет перед нами значительное преимущество в численности сил общего назначения, которые он может многократно увеличить благодаря практически неограниченному резерву личного состава и большим запасам вооружения и военной техники. Перевооружение китайской армии идет полным ходом, в том числе с помощью России. Сегодня Китай - дружеская страна, но в будущем, как это уже бывало, его политические и военные ориентиры могут резко измениться, и возникнет действительно реальная угроза нашей безопасности. Коренной причиной возможной территориальной экспансии Китая является быстрый и практически неконтролируемый рост его населения. Влияние этого фактора на политику Китая со временем будет увеличиваться, и может наступить момент, когда он станет одним из главных в принятии военно-политических решений. Практически все серьезные аналитики на Западе, занимающиеся геополитическими проблемами и Китаем, считают, что широкая территориальная экспансия Китая против России в будущем вполне вероятна. Такое развитие событий в корне противоречит национальным интересам как России, так и США и Японии, что создает реальную основу стратегического сотрудничества как в военной, так и в экономической областях. США заинтересованы в развитой демократической России как стабилизирующем факторе на евро-азиатском пространстве и естественном союзнике в деле предотвращения потенциальной экспансии Китая. Сегодняшняя жесткая позиция США по отношению к Китаю является прекрасным шансом для России решить долгосрочные стратегические внешние и внутренние проблемы страны на Дальнем Востоке, и упустить этот шанс было бы громадной ошибкой.
Вместе с тем и в США, и в России существуют влиятельные силы, выступающие против новых отношений наших стран. Администрация США сформулировала свой внешнеполитический курс в отношении России при сильнейшем противодействии со стороны министра обороны Рамсфелда и значительной части республиканцев в сенате, за многими из которых стоит военная промышленность. Они предлагали жесткую антироссийскую политику, в результате которой были бы сняты все ограничения на разработку нового поколения элементов НПРО, но разрушить существующую систему договоров хотели бы руками России. К счастью, здравый смысл и долгосрочные геополитические интересы взяли верх в американской политике и вылились в конструктивные предложения, учитывающие интересы нашей страны.
У нас же в связи с перспективой коренного изменения геополитической ситуации моментально проявили себя единомышленники американских ястребов, не заинтересованные в новых отношениях России и США. Первая реакция нашего руководства на предложения Буша, озвученная Игорем Ивановым, была положительной и открывала хорошие перспективы для диалога. Однако затем против американских предложений была организована яростная атака под руководством "гражданского" министра обороны Сергея Иванова, откровенно отстаивающего текущие интересы своего ведомства, явно противоречащие стратегическим интересам страны. Эту антиамериканскую кампанию поддерживает часть представителей военно-промышленного комплекса, живущая на торговле оружием, в том числе с Китаем, и криминализированная бизнес-элита, для которой серьезное экономическое сотрудничество с Америкой, связанное с необходимостью установления прозрачности экономической деятельности, грозит потерей скрываемых доходов. Появилась масса явно заказных публикаций, в которых с помощью псевдопатриотической риторики авторы пытаются доказать всю "пагубность" для России американских предложений, и звучит набившее оскомину заклинание: "Договор по ПРО - краеугольный камень стратегической стабильности". Какой стратегической стабильности? На наш ядерный потенциал американская НПРО не повлияет, сегодня это общеизвестный факт. Европейцы давно открыто заявили, что не будут ссориться с Америкой из-за НПРО, а Китай, для которого развертывание американской НПРО действительно обесценивает ядерный потенциал сдерживания, официально заявил, что не возражает против планов США, если они не влияют на их отношения с Тайванем. Стало очевидно, что для противников налаживания новых отношений с Америкой вопрос о Договоре по ПРО - это лишь повод продолжить сегодняшнюю невнятную и зачастую неоправданно конфронтационную российскую внешнюю политику, не имеющую конкретно сформулированных целей и перспектив, но которая вполне соответствует определенным корпоративным и ведомственным интересам. Это повод для того, чтобы создать видимость сохранения ситуации ядерного противостояния, которой уже априори не существует. Американцы не считают Россию своим противником и, выходя из Договора по ПРО в одностороннем порядке, по существу, отказываются от политики ядерного сдерживания, считая, что ядерный конфликт между нашими странами даже теоретически невозможен. Наши "ястребы" для продвижения своих интересов также втайне желают разрушения существующих договоренностей, поддерживавших стратегическую стабильность в годы холодной войны, но хотят сделать это руками американцев.
Если Россия стремится построить рыночную экономику и гражданское общество, занять определенную нишу в мировом разделении труда, стать равноправным членом клуба развитых стран, служить мостом между Европой и Азией, быть самостоятельным центром силы на Евро-азиатском континенте и гарантированно обеспечить свою национальную безопасность, то лучшим путем достижения этих национальных целей является стратегическое сотрудничество с США, Японией и их союзниками и партнерами. К сожалению, сегодняшняя внешнеполитическая практика России явно не соответствует перечисленным долгосрочным национальным целям, а второго такого предложения со стороны США может и не быть.
Россия стоит перед выбором: или идти вместе с цивилизованным миром и стать его частью, или продолжить конфронтационный курс и оказаться на обочине мирового развития. Будем надеяться, что на этот раз здравый смысл и ответственность за судьбу страны возьмут верх над великодержавными амбициями, узкими, сиюминутными корпоративными и ведомственными интересами.