Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон удовлетворен переговорами с министром обороны России Сергеем Ивановым.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
ПЕРВЫЙ зарубежный визит в качестве министра обороны РФ нынешний глава российского военного ведомства Сергей Иванов начал с посещения штаб-квартиры Североатлантического альянса в Брюсселе. Подобного рода выбор весьма символичен и продиктован, как представляется, не календарным планом заранее запланированных встреч, а прежде всего политическими причинами. Вектор военно-дипломатических усилий российского Минобороны в последние месяцы четко ориентирован на Запад. Отношения с НАТО, замороженные после начала агрессии коалиционной группировки войск блока против СРЮ, переживают сейчас период ренессанса. Фактически единственным вопросом, остающимся пока нерешенным, является открытие в Москве военной миссии связи Североатлантического альянса. Эта проблема в числе прочих стала предметом обсуждения на вчерашнем заседании Совместного постоянного совета Россия-НАТО на уровне министров обороны, в котором приняла участие российская военная делегация во главе с Сергеем Ивановым.
Отношения с альянсом, считают в Минобороны РФ, должны быть нацелены на продвижение российских позиций по широкому спектру вопросов европейской безопасности и противодействие тем направлениям политики НАТО, которые ущемляют интересы Москвы, особенно в области военной безопасности.
Безусловным приоритетом во взаимодействии с Североатлантическим альянсом должно оставаться сотрудничество в области миротворчества и урегулирования кризисных ситуаций. Не случайно, что в Брюсселе Сергей Иванов заявил о необходимости совместных действий для противодействия албанскому экстремизму на Балканах и, в частности, в Косово. С этой целью, считает он, необходима выработка новых подходов для того, "чтобы поставить надежный заслон действиям экстремистов с опорой на политическую волю балканских государств". Глава МО РФ подчеркнул, что "нерешительные действия европейского сообщества в определенной степени предопределили активизацию террористических действий со стороны албанских боевиков и переход их к боевым столкновениям с вооруженными силами Македонии".
Приоритетной же темой прошедших в Брюсселе переговоров стала проблематика, связанная с предложениями США пересмотреть основные положения Договора по ПРО 1972 года. Иванов счел необходимым еще раз заявить о том, что "позиция России по этому вопросу остается неизменной". По его словам, "потенциальные ракетные угрозы в принципе существуют, но для того, чтобы их парировать, есть масса способов, с помощью которых не обязательно подрывать всю систему международной стратегической стабильности и договоры, на которых построена практически вся система безопасности в мире".
С целью противодействия политике США Москва не намерена отказываться от идеи создания европейской нестратегической ПРО. Как считают в МО РФ, первоочередные вопросы, которые должны обсуждаться с НАТО в области создания общеевропейской системы противоракетной обороны, должны включать оценку характера и масштабов распространения ракетного оружия и возможных угроз его применения по государствам Европы, разработку концепции европейской системы обороны от нестратегических баллистических ракет, определение возможных порядка, масштабов и сроков развертывания формирований нестратегической европейской ПРО.
Сергей Иванов выступил за продолжение диалога в области имплементации военной доктрины России и стратегической концепции Североатлантического альянса, а также по проблематике развития военных инфраструктур в рамках рабочих групп с вынесением итогов работы на более высокий уровень.
В 2001 году Минобороны намерено завершить подготовительные мероприятия по созданию в Москве учебного центра НАТО по переподготовке увольняемых в запас военнослужащих ВС РФ и их социальной адаптации. Получат продолжение консультации по использованию российской военно-транспортной авиации и самолетов-заправщиков в совместных миротворческих операциях. Подчеркнута необходимость вести дело к заключению меморандума о взаимопонимании между Россией и НАТО в области воздушных перевозок.
Тематика взаимоотношений между РФ и альянсом может быть расширена. Это повышение транспарентности и мер доверия в военной деятельности, нераспространение ОМУ, ядерная безопасность, расширение сотрудничества в военно-морской области, включая вопросы навигационно-гидрографического обеспечения военно-морской деятельности на морских ТВД и спасания экипажей аварийных подводных лодок, а также вопросы ядерного оружия, включая стратегию его применения Россией и НАТО.
Что же касается открытия в России военной миссии связи, то это станет возможным при условии четкого определения согласованного между сторонами круга ее задач, которые она станет решать. При этом российское военное ведомство не намерено создавать в Москве мини-СПС РФ-НАТО.
В ходе переговоров в Брюсселе также затрагивалось дальнейшее расширение НАТО на восток. Эта проблема приобретает для Москвы особое значение в связи с участившимися в последнее время утечками о том, что уже в следующем году получит приглашение стать членом Североатлантического альянса одна из стран Балтии - Литва. Сможет ли Москва если не предотвратить, то хотя бы затормозить такое развитие ситуации? Сегодня ответ на этот вопрос остается неясным.
После завершения работы СПС Россия-НАТО Сергей Иванов провел серию двусторонних встреч с рядом своих западных коллег. Самой важной из них, безусловно, стала встреча с министром обороны США Дональдом Рамсфелдом, особенно учитывая тот факт, что вскоре состоится российско-американская встреча на высшем уровне - первое подобного рода мероприятие для Владимира Путина и Джорджа Буша-младшего. Шеф Пентагона имел возможность убедиться в категорическом неприятии Москвой выхода США из Договора по ПРО. Вместе с тем Сергей Иванов подтвердил готовность продолжить совместный поиск выхода из ситуации, сложившейся в связи с планами создания в США национальной ПРО, на неконфронтационной основе в ходе взаимных консультаций.