В конце марта текущего года Вашингтон пошел на беспрецедентный шаг - беспрецедентный в условиях, декларированных им самим в недавнее время, "партнерства и сотрудничества" с Россией. 22 марта государственный секретарь США Колин Пауэлл заявил российскому представителю, вызванному в госдепартамент, что Соединенные Штаты объявляют персонами нон грата шестерых дипломатов посольства России (чуть позже эта цифра была скорректирована до четырех), и потребовал, чтобы до июля еще 46 российских дипломатов покинули США "за нежелательную деятельность, несовместимую с их дипломатическим статусом".
Итак, речь шла о массовой высылке из Соединенных Штатов сотрудников российских представительств, о первом в наступившем XXI веке и принявшем столь крупные размеры изгнании иностранных представителей из страны их пребывания. Под благообразным выражением "иностранные дипломаты" та страна, которая их высылает, имеет в виду, как правило, представителей спецслужб. Случается, что гнев инициаторов подобных акций обрушивается на лиц, вовсе не причастных к разведывательным органам противной стороны, а чем-то не угодившим устроителям высылки. Так произошло, например, в 1971 г., когда правительство Великобритании выдворило из страны 105 сотрудников посольства и других советских официальных учреждений в Лондоне. Из них далеко не все были причастны к разведывательной деятельности. Кстати говоря, этим самым был установлен печальный прецедент массовой высылки иностранных представителей в мирное время.
С завершением холодной войны многим казалось, что такая форма политической и дипломатической конфронтации, как массовое выдворение дипломатов, уходит в прошлое. Однако мир еще очень далек от идеального общества и говорить о свертывании разведывательной и контрразведывательной деятельности было бы более чем наивно. В этих условиях не следует впадать в истерику, когда на этом поле происходят события, возводимые подчас чуть ли не в ранг национальной катастрофы.
Высылка из страны иностранцев - сотрудников посольств, журналистов, представителей бизнеса и других категорий лиц в основном связана с деятельностью контрразведки. Как правило, это ее прерогатива, ее ответственность. Она ставит перед властями своей страны вопрос о выдворении "провинившихся" иностранных представителей, уличенных в противозаконных (с точки зрения своей страны) акциях.
Советская и российская контрразведка была вынуждена прибегать к таким мерам, чтобы пресекать разведывательно-подрывную работу своих зарубежных противников. У нашей стороны всегда были весомые основания для таких действий. При объявлении персонами нон грата - нежелательными лицами - отечественная контрразведка всегда обладала необходимыми и строго выверенными доказательствами не просто причастности выдворявшихся иностранцев из спецслужб противника, но и неоспоримыми фактами их противоправной деятельности, требовавшими принятия жестких мер воздействия. Что касается массовых высылок, наша сторона - и это необходимо подчеркнуть - никогда не была их инициатором.
Застрельщиком масштабного изгнания официальных советских сотрудников была, как уже упоминалась, Великобритания. Примеру туманного Альбиона последовали и другие страны НАТО. В 1983 г., в частности, из Франции были высланы 47 "нежелательных" советских дипломатов. В 1986 г. залпом тяжелой артиллерии по советским представительствам в Вашингтоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско "отметились" Соединенные Штаты. Рональд Рейган своим решением изгнал из США 80 советских сотрудников. Были и другие "эпизоды" конфронтации, потребовавшие от нашей стороны ответных действий.
Следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство. Конечно, во всех случаях массовой высылки советских представителей, скажем, из США и Великобритании, решения принимались "на самом верху", то есть американским президентом и английским премьером. Но инициатива, как правило, принадлежала контрразведке - ФБР и МИ-5. Они готовили материалы для соответствующих политических решений, составляли списки изгоняемых, наблюдали за тем, как эти решения выполнялись.
Впрочем, нужно признать, что и в Соединенных Штатах, и в Великобритании была одна сторона, не заинтересованная в выдворении советских сотрудников, особенно когда они приобретали широкий характер. Это относится в первую очередь к ЦРУ и СИС. Они опасались, что неминуемые ответные меры больно ударят по посольским резидентурам этих ведомств в Москве. Это и происходило всякий раз, когда в Вашингтоне и Лондоне принимали решения о высылке сотрудников дипломатических представительств нашей страны. Прямым следствием этих акций являлись неизбежные "паузы" и "перестройки" в разведывательной работе в Советском Союзе.
Нет никакого сомнения, что шаг администрации Буша-младшего совершенно не случаен, он хорошо просчитан, носит демонстративный характер и точно бьет в цель. Наверняка он не связан впрямую с "делом Хансена" или "делом Николсона". Очевидно, главная причина все же в другом - повлиять на Россию, на ее руководство, на внешнеполитический курс, в котором появились "опасные" для Вашингтона симптомы.
В самом деле, Соединенные Штаты считают для себя "неприемлемыми" отказ России от сотрудничества с американцами по проблемам ПРО, противодействие расширению военного блока НАТО на восток, попытку переориентации на Западную Европу, неприятие философии и политики глобализма. Можно говорить и об "иранском факторе", который занозой сидит в американской администрации, о стремлении России оживить связи с КНР и Индией, со странами, которых в Вашингтоне высокомерно именуют "изгоями".
Принятые в Вашингтоне меры в какой-то степени соответствуют той концепции в отношении России, которую США хотели бы утвердить в сознании Москвы и которая уже нашла отражение в высказываниях американского президента и лиц из его окружения. Согласно этой концепции, Россия, как известно, должна находиться на периферии внимания и интересов Соединенных Штатов.
Однако Белому дому придется считаться с тем, что акция по выдворению российских дипломатов вряд ли останется без последствий. Ответные меры с российской стороны неминуемы, как неминуемы были ответные меры Москвы на первую часть затеянного в Вашингтоне спектакля - высылку четырех сотрудников посольства России в Вашингтоне.
Очевидно, от выдворения дипломатов пострадают обе стороны. Но наиболее "пострадавшим", как и в прежние времена, похоже, окажется ЦРУ. Наконец, нельзя не коснуться еще одной грани проблемы. Вполне возможно, Белый дом рассчитывал своей акцией подать сигнал союзникам и партнерам к организации серии кампаний по выдворению российских официальных представителей из стран их работы. Однако на этот раз необходимого отзвука не видно. Даже преданные союзники Соединенных Штатов не торопятся следовать примеру своего лидера. Только Болгария (!) в верноподданическом угаре, подгоняемая желанием поскорее попасть в НАТО и в круг друзей Вашингтона, решилась на нечто подобное. В усеченном, правда, варианте.
Нелепо требовать от разведок других государств прекращения своей деятельности. Но столь же нелепо ожидать, что Россия свернет усилия по пресечению разведывательно-подрывной деятельности недругов. Служба контршпионажа Российской Федерации должна знать своего действительного противника и противостоять его планам и замыслам, какие бы хитроумные планы и расчеты не вызревали в спецслужбах тех государств, которые считают сегодня Россию "слабой".