В НАЧАЛЕ 2001 года в политическом пространстве России возникла тема евразийства. Сначала многие воспринимали ее как сугубо интеллектуальную идею, не имеющую практического применения. Тем не менее вокруг политического евразийства к весне возник некоторый ажиотаж - появились сразу две организации, взявшие на вооружение евразийскую идеологию. Депутат Госдумы РФ Абдул-Вахед Ниязов объявил о создании евразийской партии России, а вскоре Александр Дугин провел учредительный съезд общественного движения "Евразия". Возможно, определенным толчком к интенсивному партстроительству стало заявление Владимира Путина в ходе визита в Бруней, что Россия - страна евроазиатская. Как бы то ни было, Кавказский регион, естественно, является одним из ключевых в распространении евразийской идеологии. "НГ" предложила высказаться по этой теме лидерам и известным политикам Северного Кавказа.
Станислав Дерев, советник полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе, бывший кандидат в президенты Карачаево-Черкесии:
- Карачаево-Черкесия - идеальный полигон для обкатки евразийских идей. Здесь живут русские, черкесы, карачаевцы, мусульмане, христиане, есть даже иудеи. Последние выборы главы республики показали, что некоторые силы способны разыгрывать национальную карту самым негативным образом. В этот период республика чудом избежала перспективы стать еще одной "горячей точкой" Кавказа. Для нас опасен любой экстремизм - и религиозный, и национальный, а любая объединительная идеология - благо. Это касается не только Карачаево-Черкесии, но и всего Кавказа в целом. Евразийство - одна из возможностей сохранить в многонациональном регионе мир не только потому, что он лучше доброй ссоры, но и потому, что это единственное условие для творческого взаимодействия между братскими народами.
В то же время евразийство не должно быть путем в большую политику людей с непонятными целями, прикрывающих евразийской риторикой сомнительные идеи. Руководство движения "Евразия" абсолютно не проявило себя на Кавказе. Думается, дело здесь не только в молодости и неопытности этой организации, но и в отсутствии желания вникать в проблемы одного из самых сложных регионов страны. Перспективы партии Ниязова видятся мне более предпочтительными. Он реальный политик, не раз доказавший свои организаторские способности. Кроме того, он мусульманин, и уже поэтому авторитет его партии на Северном Кавказе будет выше. Ко всему прочему, еще руководя движением "Рефах", он проявил себя как человек, хорошо разбирающийся в национальной и межконфессиональной политике. Для Кавказа, где бок о бок живут разные народы и представители разных вероисповеданий, такая репутация - хороший старт.
Ахмат Кадыров, глава администрации Чеченской Республики:
- Чечня переживает сейчас очень сложный и трагический период. Только что закончились широкомасштабные военные действия, обстановка в Чечне не нормализовалась в должной мере. С другой стороны, отношения между населением, чеченской милицией и федеральными силами также полностью не отстроены, их взаимодействие оставляет желать лучшего. Большинство людей хорошо понимает, что российская армия пришла спасать Чечню от бандитского хаоса, но тем не менее присутствие федеральных сил в республике в том объеме, который есть сейчас, объективно порождает потерю управляемости, неизбежные правонарушения.
Одним из важнейших вопросов, которые нам предстоит решать в ближайшее время, будет возвращение в республику беженцев, в том числе русскоязычного населения, возвращение людей, исповедующих православие, католицизм, иудаизм. Если на тот момент здесь будут присутствовать силы, выступающие за полноценное и конструктивное сотрудничество между разными нациями и конфессиями, то процесс возвращения русских в Чечню пройдет значительно быстрее. Евразийское движение является именно такой силой.
Еще один немаловажный момент - национальная идея России находится именно в области евразийской идеологии. Именно в евразийской трактовке она может быть приемлема для Чеченской Республики.
Показательно, что людьми, вбросившими евразийские идеи в современное политическое пространство России, оказались именно мусульмане. Первыми, кто заявил о создании Евразийской партии, были депутаты Госдумы РФ - мусульмане. Евразийство в современном его понимании не только приемлемо для мусульман, но и является фактически их социально-политическим видением России, просто высказанным несколько иными, общепринятыми терминами. Естественно, я имею в виду мусульман, исповедующих традиционный ислам, веками проживавших в России и воспринимающих себя российскими людьми, а не "импортированных" к нам реформаторов, которые ничего, кроме горя, не принесли.
Гаджи Махачев, депутат Госдумы РФ от Дагестана, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций:
- В Дагестане о создании Евразийской партии известно далеко не всем, а ведь создание таких партий - дело неплохое. Такие организации создаются, чтобы малочисленные народы России могли чувствовать себя равноправными, особенно в случае, если получится создать свою фракцию в Думе, они могли бы лучше отстаивать свои интересы. Но для того чтобы создать новую сильную всероссийскую партию, которой поверит народ, нужны, во-первых, еще один Ленин, во-вторых - идеология и программа. Только тогда народ пойдет за этой партией. К сожалению, некоторые наши партии - это всего лишь очередные новые общественные движения. Народ в них не хлынет лишь потому, что они заявили о своем создании, - необходимы реальные дела. Когда говорят, что должно быть две-три мощных партии, то иногда это воспринимают как диктатуру. А что толку от того, что у нас будут десятки карликовых партий? Какую пользу они могут принести народу? Никакой. Они будут только друг другу мешать.
В идее Евразийской партии нет ничего плохого, если она будет объединять и укреплять российское общество, работать на российское государство, воспитывать молодежь в патриотическом духе, если она будет бороться с коррупцией, наркоманией, преступностью. Если в ней соберутся хоть 10 человек, которые будут проводить такую работу, это будет великое дело. Но если эта партия будет раскалывать наше общество, придерживаться националистической ориентации, то это будет неправильно. Россия - многонациональная страна, мы должны создавать только такие организации и партии, которые объединяют народы и религии. Другого быть не может. Если какая-то партия будет идти в другом направлении, это приведет к конфликтам и расколу в обществе.
Еще важно, чтобы люди, стоящие во главе партий, имели бы некоторый политический опыт и полностью понимали последствия своих действий - и положительные, и отрицательные. В нынешней политике дефицит трезвомыслящих, осторожных лидеров, а радикалы, экстремисты и националисты сейчас уже никому не нужны.