ОСНОВНЫМ делом вчерашнего пленарного заседания Государственной Думы было обсуждение трех глав второй части Налогового кодекса - о налоге на добычу полезных ископаемых, о таможенной пошлине и таможенных сборах и об индексации ставок акцизов. Все законопроекты предполагалось принять в первом чтении с определенными условиями. То есть заранее оговорить все изменения, которые будут внесены в текст в ходе второго чтения, а главное - заручиться на то согласием правительства. От него за депутатскими дискуссиями надзирал министр экономического развития и торговли Герман Греф, у которого, впрочем, на Охотном Ряду был и свой интерес - подготовленные его ведомством так называемые "дебюрократизационные" законопроекты.
С самого утра стало понятно, что законодатели не спешат приступать к налоговым дебатам, в результате чего к обеденному перерыву голосование состоялось только по одному документу - главе 27 Налогового кодекса, вводящей налог на добычу полезных ископаемых вместо нескольких ныне существующих налогов и сборов. Правительство предложило взимать новый налог по единой ставке, однако для нефтедобытчиков, конечно, не смогло не сделать исключения. Если для всех остальных в качестве налогооблагаемой базы признается стоимость добытых полезных ископаемых, то для нефтяников она в течение 2002-2004 годов станет рассчитываться по-другому - исходя из объема добычи. С тонны же поднятой на поверхность нефти будет браться 425 рублей.
Обо всем этом депутатам вчера доложил заместитель министра финансов Михаил Моторин, призвавший парламент обязательно принять проект в первом чтении. Однако его призывы мало повлияли на думцев. Многие депутаты тут же стали резко критиковать содержание документа. Особой резкостью отличались те, кого можно было бы отнести к так называемому "нефтяному лобби". Их не устраивали даже те условия, которые заместитель председателя думского бюджетного комитета Сергей Штогрин выдвинул правительству в своем содокладе. Он, в частности, счел необходимым указать, что ко второму чтению законопроекта следует закрепить в тексте документа норматив распределения сумм налога на добычу полезных ископаемых между федеральным и региональными бюджетами, установить общий предельный уровень налоговых платежей, определить различную налогооблагаемую базу для разных видов полезных ископаемых, а также согласовать механизмы взимания нового налога с законодательством о разделе продукции.
Видимо, законопроект никогда бы не получил в свою поддержку 259 голосов, если бы не короткое выступление Германа Грефа, который отреагировал на наиболее часто звучавшее депутатское замечание в отношении экспортных пошлин на нефть и других товаров. Греф пообещал, что кабинет министров, прежде резко выражавший несогласие с сокращением своих полномочий, теперь готов пойти на уступки и не просто отдать Думе право заниматься вывозными пошлинами, но и договориться с ней о том, что депутаты запишут в законе твердые ставки экспортных пошлин в зависимости от мировых цен.
Данный спор продолжился в ходе обсуждения следующей главы НК РФ - о таможенной пошлине и таможенных сборах, которую правительство сначала поддерживать отказывалось, но затем свою позицию изменило. Связано это скорее всего с тем, что провал налоговой реформы мог бы стать одним из предлогов для реструктуризации кабинета министров, причем не косметической, а довольно глубокой. На момент подписания этого номера "НГ" дебаты вокруг налоговых инициатив правительства еще продолжались, а Герман Греф ждал, когда же очередь дойдет до его законопроектов по дебюрократизации.