ВЧЕРА кабинет министров попытался обрисовать контуры финансовой картины будущего года - одобрил основные параметры главного финансового документа страны на 2002 год. Надо заметить, что эти контуры получились, как и предполагала "НГ", довольно оптимистичными. Видимо, принимая во внимание однозначно сформулированное предупреждение президента Владимира Путина о "100-процентной реалистичности будущего бюджета", правительство решило достичь его способом, который всегда выручал чиновников, когда они попадали в патовые ситуации - с одной стороны руководство, с другой - практически невыполнимые задачи. Зато этот способ, как показала история, предельно прост: в очередной раз неизбежно возникающие проблемы будут фактически решены за счет населения.
Кабинет Касьянова решил сократить расходную часть будущего бюджета, пересмотрев и соответственно уменьшив список федеральных целевых программ. Напомним, что совсем недавно этот список уже подвергся "секвестру", в результате чего количество финансируемых из бюджета программ было сокращено до 62. Теперь же - новый виток. Причем в этот раз сокращение коснется не только программ, но и ряда бюджетных учреждений. Многие из них будут сняты с финансирования из федерального бюджета. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин попытался замаскировать эту явно непопулярную меру, слегка сместив акценты. Так, он заявил, что правительство намерено дать возможность многим нынешним бюджетным организациям "уйти в свободное плавание". Нетрудно догадаться, что большинство участников такой своеобразной "регаты" повторят судьбу "Титаника". Называть участников этого "последнего заплыва" Кудрин не стал. Кабинет министров нашел более изящную и безопасную для себя формулировку: в течение недели Министерство экономического развития и торговли должно сформировать перечень организаций, финансирование которых в будущем году будет выведено за рамки бюджета.
Правда, оставшиеся бюджетники получили некоторый повод для радости: по заявлению Кудрина, их зарплата вырастет в 1,8-3,5 раза и будет выплачиваться вовремя. По замыслу правительства, эти преобразования станут возможны в первую очередь за счет сокращения расходов на внутренние нужды страны, о котором в последнее время все чаще и чаще напоминал Владимир Путин. В бюджете-2002 непроцентные расходы будут загнаны в жесткие рамки и должны составить 11,9% ВВП. По сравнению с этим годом они должны уменьшиться на 0,4% ВВП. Сокращению подвергнутся и такие расходные статьи, как промышленность, энергетика, строительство, связь, информатика. Объяснения вице-премьера, что сокращение финансирования этих важнейших отраслей российской экономики связаны исключительно с их предстоящим реформированием, кажутся малоубедительными: реформы не проходят за один год, и выживать отечественному реальному сектору в ближайшее время придется, видимо, самостоятельно.
Что же касается такого важного показателя, как уровень инфляции, то, видимо, правительство решило попытать счастья "во второй раз" с числом 12: не вышло в этом году, может быть, получится в следующем. Именно такой показатель (12-13%) заложен в бюджете-2002. Однако скорее всего, по мнению ряда экспертов, рост цен выйдет за рамки прогнозируемого. В этом году кабинет министров фактически недооценил скорость роста цен, и уже за первые пять месяцев инфляция достигла 11%, а к концу года, по мнению разных экспертов, может составить 17-25%. Безусловно, такой темп инфляции, с одной стороны, может привести к серьезному росту расходов бюджета, но с другой - дать и некоторые доходы. Не исключено, что ситуация этого года в будущем повторится.
Тем не менее кабинет министров не посчитал нужным кардинально изменить структуру бюджета-2002. Весьма примечательным можно считать тот факт, что максимальный объем расходов будущего федерального бюджета планируется по статье "Национальная оборона" - 262,9 млрд. руб. Эта статья будет профинансирована на 100%. С одной стороны, это можно считать весьма положительной тенденцией, так как состояние российского военно-промышленного комплекса давно требовало принципиального изменения ситуации. И теперь у российских военных появился шанс несколько поправить свое ставшее бедственным за последние годы материальное положение. Однако, с другой стороны, такое смещение приоритетов финансирования может стать "первым звонком" к изменению позиционирования России на международной арене.
Второе место по размеру расходов федерального бюджета занимает финансовая помощь бюджетам других уровней. По сравнению с этим годом она возрастет на 13,6%, однако абсолютной величины Алексей Кудрин не назвал.
Социальная политика получит в 2002 году 159,9 млрд. руб., правоохранительная деятельность - 152 млрд., образование - 72,3 млрд.
По словам Алексея Кудрина, хотя большинство расходов в 2002 году в реальном выражении увеличится, налоговое бремя уменьшится на 1,8% ВВП.
Более ответственно, чем в прошлом году, кабинет Касьянова собирается подойти и к проблеме обслуживания внешнего долга. Действительно, еще один скандал в этой сфере может стоить карьеры нынешним министрам. Поэтому кабинет заявил, что считает возможным в полном объеме осуществлять выплаты по внешнему долгу, приходящиеся на 2002 год. Правда, лишь при условии, что биржевая цена на нефть не опустится ниже 18,5 долл. за баррель. В противном случае, по словам Кудрина, правительству придется задействовать другие инструменты по обслуживанию долгов. В их числе вице-премьер назвал доходы от приватизации и реализации части государственного запаса.