Р.С. Гринберг, А.Я. Рубинштейн. Экономическая социодинамика. - М.: ИСЭ-ПРЕСС, 2000, 278 с.
ИДЕИ об усилении роли государства буквально носятся в воздухе. Сейчас уже и правые, и левые переросли примитивное противопоставление конкурентного рынка и государственного дирижизма - даже самые непоколебимые либералы признают необходимость дополнить "невидимую руку" рынка вполне видимой рукой государства. Рынок, по общему признанию, не может ответить на все вопросы, а его "невидимая рука" не в состоянии дотянуться до всех областей экономического пространства. Тому, какие это области, почему и как перед обществом свободных и самодостаточных индивидуумов встает проблема идентификации, выражения и удовлетворения особых, общественных, интересов, посвящена книга двух ученых - экономиста и социолога - "Экономическая социодинамика".
Нормальному постсоциалистическому человеку не нужно особенно доказывать ни объективную необходимость общественных интересов, ни их беспрецедентную значимость по сравнению с индивидуальными - мы с этим выросли. Но оказывается, что над пониманием сущности интересов общества как такового, их отличия от любого агрегата индивидуальных предпочтений билась научная мысль на протяжении веков. Авторский анализ множества работ, начиная с трудов Платона, Канта, Гегеля и Смита и вплоть до столпов современной философии и экономической теории, буквально завораживает читателя. И вполне закономерно возникает вопрос: почему все эти великие умы словно философский камень искали ключ к примирению идей индивидуалистической философии, экономической свободы и суверенитета индивидуумов с концепциями социальных интересов, требующих вмешательства государства? Авторы последовательно подводят читателя к мысли, что только ответив на этот, казалось бы, теоретический вопрос, можно подобраться к решению и вполне практической современной задачи - повышение роли государства в экономике и обществе.
Книга построена на двух основных рабочих гипотезах. Это, во-первых, идея о несводимости потребностей и интересов общества к сумме индивидуальных предпочтений его членов и о существовании поэтому особого общественного интереса и потребностей, а во-вторых, вытекающая из этого концепция социальной роли государства. Такой научный инструментарий позволяет авторам обосновать свое понимание роли государства в рыночной экономике как самостоятельного "игрока" на экономическом конкурентном поле и одновременно носителя специфических социальных функций.
Говоря о существовании особых социальных благ, имеющих свою особую социальную полезность, авторы не стремятся к пересмотру либерального постулата индивидуализма. Homo economicus с присущей ему рациональностью и индивидуальными потребностями продолжает царить на рынке, однако это не мешает ему выступать как члену социальной организации, преследующей общественные цели, и пользоваться социальными благами. Это как раз и есть те блага, до которых не дотягивается "невидимая рука" рынка. И речь тут идет не только о таких всем известных общественных полезностях, как национальная оборона, охрана общественного порядка, фундаментальная наука и пр., но и о ряде совершенно специфических общественных благ, которые рациональный homo economicus не может получить на конкурентном рынке. Именно общество призвано защищать своих индивидуумов от негативных последствий принятия решений в условиях недостаточной осведомленности и вытекающей отсюда нерациональности действий. Общество должно помочь индивиду в выборе стратегически верного решения из многих возможных и, конечно же, помочь социально слабым, поддержать неимущих.
Изящество авторской мысли состоит в том, что государство как носитель объективной социальной полезности не противопоставляется свободному конкурентному рынку, а органично встраивается в него. Однако, будучи самостоятельным рыночным "игроком", государство все же опирается на особые механизмы формирования доходов и мотивации расходов. В отличие от множества работ, посвященных роли государства, авторы "Экономической социодинамики" не ограничиваются лишь описанием регулирующих функций государства (например, у либералов оно своего рода "рефери" в рыночной игре) или констатацией негативных последствий плохого регулирования, а пытаются проникнуть в самую суть действий "видимой руки". Являясь рыночным субъектом особого рода, государство осуществляет и особого рода обменные операции - социальные полезности в обмен на налоговые поступления. Представляются принципиально важными по меньшей мере два замечания авторов об этой стороне деятельности государства. Во-первых, любой излишек средств (материальных или финансовых ресурсов) в руках государства, превышающий их необходимый уровень для удовлетворения тех или иных общественных потребностей, есть прямая растрата, упущенная возможность повышения общественного благосостояния. Поэтому государство должно решиться на ликвидацию такого излишка, то есть на приватизацию соответствующей части своей собственности. А во-вторых, напротив, некорректно проведенная приватизация, слишком легкая передача в частные руки государственной собственности (как это у нас было в ключевых сырьевых отраслях) создают возможность излишнего присвоения благ частными рыночными игроками, то есть порождают своего рода социальную ренту. Ну как тут не вспомнить декларированное в президентском Послании намерение "заставить заплатить" тех, кто сумел переплавить социальную полезность благ в собственный частный доход через присвоение этой самой социальной ренты?
И, наконец, о том, что авторы вынесли в название книги - об экономической социодинамике. Это понятие оказалось необходимым, чтобы описать экономические динамические процессы не сами по себе, а в рамках социума. Социодинамика - это внедрение в конкурентный рынок особого социального субъекта - государства. Именно государство может привести в действие "социодинамический мультипликатор", запускающий процессы самовозрастания совокупного потребительского результата экономического роста для общества. А для тех, кто любит и ценит расчеты, в книге найдется обширный и добротный математический аппарат.
Остается добавить только, что книга об экономической социодинамике - первая из серии "Альтернативные теории", к публикации которой приступил Институт социальной экономики отделения экономики РАН.