ЗА ВРЕМЯ, прошедшее после прошлогоднего визита в Индию президента РФ Владимира Путина, в индийско-российских отношениях произошел целый ряд позитивных изменений. Об этом заявил вчера министр иностранных дел и обороны Индии Джасвант Сингх, отвечая на вопросы "НГ" в ходе пресс-конференции, устроенной для группы российских журналистов накануне своего отъезда из Москвы. Индийский министр принимал участие в первой сессии совместной индийско-российской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, являясь совместно с вице-премьером правительства РФ Ильей Клебановым ее сопредседателем.
Джасвант Сингх, отвечая "НГ", назвал прогресс, достигнутый в двусторонних отношениях за последние месяцы, весьма значительным. За указанный период состоялась целая серия взаимных встреч и переговоров на самых разных уровнях, были приняты важные решения, некоторые из них уже претворяются в жизнь. Наглядным примером в этом плане, указал министр, стала работа совместной комиссии по ВТЭС, созданной как раз в ходе прошлогоднего визита в Индию российского президента, а ее успех лишь подтверждает, что серьезные решения не только принимаются на высоком уровне, но и осуществляются в реальной жизни.
Конечно, продолжал министр, самым главным для обеих стран является продолжение и расширение экономического сотрудничества. Индия и Россия просто обязаны развивать это взаимодействие. И здесь есть хорошие позитивные примеры, возникшие как раз в течение последних месяцев. Возьмем, например, проект "Сахалин-1", в который Индия инвестирует миллиарды долларов и который обещает быть исключительно взаимовыгодным. Думается, что двустороннее сотрудничество должно развиваться именно по таким направлениям, которые призваны стать приоритетными направлениями стратегического партнерства. "К последним, - указал министр, - я бы отнес и ВТЭС". И только что закончившаяся первая сессия комиссии по ВТЭС не только подтвердила правильность избранного пути, но и показала, что сотрудничество обеих стран по военно-технической линии может быть качественно расширено и переведено, с сохранением его, с уровня лишь поставок оборудования и вооружений до совместных его разработок и производства. Для этого у обеих стран имеются технические, научные, экономические и промышленные возможности.
Отвечая на вопрос "НГ" относительно заявления главного военного администратора Пакистана Первеза Мушаррафа о его готовности приехать в Дели и обсудить все спорные вопросы двусторонних отношений, Джасвант Сингх подчеркнул, что указанные слова пакистанского лидера - лишь ответ на соответствующее приглашение премьер-министра Индии. "Я уверен, - сказал министр, - что такой визит состоится в приемлемые для двух стран сроки".
Комментируя появившиеся в некоторых российских СМИ слова Первеза Мушаррафа о том, что единственный способ решить все проблемы Афганистана - признать мировым сообществом легальность правления режима талибов, Джасвант Сингх подчеркнул, что подобная постановка вопроса для Индии, да и для всего мирового сообщества неприемлема. Прежде всего потому, что нынешний афганский режим способствует распространению международного терроризма и экстремизма, совершает неслыханные преступления против человечества, уничтожая культурные ценности общемирового масштаба, совершает другие действия, несовместимые не только с общепринятой мировой практикой, но и направленные против собственного народа, обреченного талибами на голод, страдания и непрекращающуюся гражданскую войну. Достаточно привести и пример их намерения заставить всех немусульманских жителей Афганистана носить на своей одежде оранжевую маркировку подобно тому, как это проделывали в отношении евреев немецкие фашисты накануне Второй мировой войны. Все это совершенно недопустимо с общечеловеческой точки зрения.
Отвечая на вопросы других СМИ, в частности относительно позиции Индии по НПРО, министр иностранных дел Индии подчеркнул, что в этой области существует не совсем правильное понимание позиции его страны. Индия, указал министр, одобрила идеи, которые заключаются в том, чтобы усилить систему безопасности в международном масштабе. "Мы, - продолжал министр, - также дали понять, что не должно быть никаких нарушений или откатов от положений Договора по ПРО от 1972 года, который является двусторонним договором между СССР (теперь Россией) и США. Если же нарушения договора будут иметь место, то это сломает те новые рамки системы безопасности, которые предложены для всего мира, и мы в диалоге с США подчеркиваем именно этот факт, а также то, что США, планируя свои дальнейшие шаги, должны прежде всего консультироваться с Россией", - сказал в заключение Джасвант Сингх.