ВЕСНА для кабинета Касьянова в этом году выдалась нелегкая: предстоящая реорганизация правительства "удачно" совпала, наверное, с самым значимым испытанием для кабинета министров любой страны - формированием и принятием основного финансового документа государства на будущий год. 7 июня российским министрам придется на некоторое время отставить мысли о собственной судьбе и всецело отдаться размышлениям о финансовом положении России в 2002 году - предстоит рассмотрение основных параметров бюджета будущего года. А размышления эти, надо признать, будут нелегкими, поскольку уже сейчас наметились контуры возможного конфликта между Кремлем и Белым домом.
Еще ни разу в новейшей истории России формирование и принятие бюджета не проходило гладко, однако ранее основными конфликтующими сторонами были правительство и Дума. Но на этот раз основной финансовый документ страны становится скандальным, еще не дойдя до народных избранников.
Минфин внес в правительство проект основных параметров бюджета будущего года. Следует отметить, что первое рассмотрение этого документа было запланировано еще на 26 мая. Но накануне этой даты премьер, раскритиковав представленный документ и его авторов, отправил проект на доработку. Действия премьера вызвали некоторое недоумение у наблюдателей, поскольку получалось, что глава правительства поддерживал своими действиями гораздо менее спокойный проект Министерства экономического развития и торговли в пику разработкам - более реалистичным - ведомства Алексея Кудрина.
Впрочем, реакцию Михаила Касьянова можно было бы объяснить и другими причинами: появлением рекомендаций в отношении главного финансового документа страны со стороны президента Владимира Путина. Необходимо отметить, что критические замечания и жесткие наставления главы государства в последнее время все больше напоминают не столько рекомендации, сколько проявление скрытого недовольства. Буквально накануне Владимир Путин вновь в довольно суровой форме объяснял правительству, что бюджет-2002 должен быть стопроцентно реализуемым.
Однако пока, судя по тем разработкам, которые Минфин отправил в Белый дом, это требование не соблюдается. Проект бюджета-2002, предложенный Минфином, явно игнорирует рекомендации не только помощника президента Андрея Илларионова, но и главы государства, которые предполагают фактическое изменение структуры бюджета. Напомним, что Владимир Путин в своем обращении к Федеральному собранию предлагал сформировать в рамках бюджета так называемые основной и стабилизационный фонды. Основной фонд предлагалось формировать из показателей доходов за последние годы, а не из объема расходов. Причем при расчете основных показателей предлагалось заложить минимальную цену на нефть - основной источник доходов российской казны. Стабилизационный же фонд, по замыслу авторов идеи, должен аккумулировать дополнительные доходы, полученные в первую очередь за счет благоприятной внешней конъюнктуры на рынке энергоносителей.
Судя по заявлениям Михаила Касьянова, правительство решило пойти по другому пути - средства в так называемый резерв (модель которого не имеет ничего общего с предлагаемым помощником президента по экономическим вопросам Андреем Илларионовым стабфондом) будут направляться по остаточному принципу: после обеспечения всех непроцентных расходов (расходов на внутренние нужды страны) и выплаты внешнего долга. Останется ли после этого хоть что-то - вопрос. Особенно, если учесть объемы предстоящих выплат по внешнему долгу.
Тем самым правительство поступило в рамках уже устоявшейся традиции. Противоположная позиция вроде бы и не отвергается, но и не учитывается в должной мере.
Между тем идея формирования стабилизационного фонда имела под собой некоторые расчеты. Так, по оценкам экспертов, отчисления в фонд на уровне в 2-3% ВВП позволили бы повысить темпы экономического роста на 1-1,5%. Более того, как отметил президент в послании к Федеральному собранию, такое разделение бюджета позволило бы "предотвратить "проедание" дополнительных доходов".
Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин поспешил заявить, что "в представленном бюджете доходы и расходы будут выполнены как при пессимистичном, так и при оптимистичном прогнозе мировых цен на основные товары российского экспорта". Однако такое заявление у многих экспертов вызвало нечто вроде язвительных насмешек. Ведь в проект бюджета предполагается заложить такой низкий уровень инфляции, который вряд ли будет достигнут даже при очень большом желании правительства.
По оценке Минфина, цены в будущем году вырастут лишь на 12-13%. Ведомство Алексея Кудрина фактически пошло на поводу у Минэкономразвития и заложило в расчеты бюджета будущего года более высокий уровень инфляции, тогда как первоначально планировало остановиться на показателе в 14-16%. О сомнительности оптимистичной версии инфляции будущего года может свидетельствовать хотя бы статистика 2001 года. Уже к началу мая цены выросли почти на 11%. И в условиях сохранения нормы обязательной продажи валютной выручки и высоких цен на нефть ожидать снижения темпов инфляции вряд ли можно.
С точки зрения краткосрочных целей Минфин поступил абсолютно правильно. Ведь бюджет получит инфляционные доходы, что позволит увеличить расходы. Однако с точки зрения долгосрочных задач, это может иметь крайне негативное влияние, поскольку ведет к падению темпов роста производства и, как следствие, к снижению доходов бюджета.
Не случайно уже сейчас все эксперты ожидают официальных данных из Госкомстата о темпах роста ВВП в текущем году. До сих пор звучащие из разных источников цифры можно назвать лишь оценками. И, как полагают эксперты, если данные первых двух кварталов текущего года могут оказаться относительно благоприятными, то уже в третьем и четвертом кварталах могут быть зафиксированы определенные негативные процессы в экономике.