-Александр Павлович, после заявления Сергея Шойгу о том, что "Единство" и "Отечество" не будут объединяться, а создадут коалиционную структуру, возникло мнение, что ваш союз распался. Во всяком случае, именно так можно трактовать реплику руководства "медведей" о том, что не будет "структурного слияния"?
- По-честному? Это было в бумаге, которую мы написали, предлагая начать диалог. Еще до заявления Лужкова-Шойгу, до того, как процесс только начал развиваться, мы выступили с таким предложением. Шойгу провозгласил, что создается союз "Единства" и "Отечества", правда, употребив не слово "объединение", а слово "слияние". Но ведь это гораздо больше, чем объединение. Координационный совет есть, уже произошло слияние. Сейчас делаем следующий шаг на пути консолидации - создаем организацию "Союз общественных объединений". При этом каждая из входящих в него организаций остается самостоятельной, каждая работает по своим планам. Но во имя будущего объединения создают союз, чтобы научиться понимать друг друга, работать сообща.
- Скажите, а отказ руководства "Единства" от идеи самороспуска повлияет на позицию "Отечества"?
- У нас никогда не было намерения распускать "Отечество", которое нам очень дорого. Более того, "Отечество", как только будет принят Закон "О политических партиях", будет преобразовано в партию. У нас планы не меняются. Мы последовательно движемся к своей цели. Во-первых, создать на базе "Отечества" серьезную современную партию парламентского типа, квалифицированную, со своей очевидной ярко выраженной идеологией, программными принципами, и одновременно стать частью серьезной политической коалиции в поддержку стабильности в России, придания динамизма экономическим рыночным реформам, обязательной реализации положения Конституции РФ о социальном государстве.
- Кому - "Отечеству" или "Единству" - выгоден мягкий вариант слияния?
- Насчет того, что кому выгодно, это еще неизвестно. Мы к этому процессу относимся очень серьезно. Из войны декабря 1999 года на парламентских выборах по прошествии полутора лет создать единую партию невозможно, чудес не бывает. Да и куда спешить? В мире есть немало примеров, когда политические организации десятки лет работают вместе, но не сливаются, как ХДС-ХСС в Германии.
С одной стороны, есть малоприятный осадок от прошлого и у "Отечества", и у "Единства". С другой, и мы, и они поддержали Путина в качестве кандидата в президенты. Наконец, все мы несем ответственность перед народом за свой выбор, причем никто из нас, насколько я понимаю, не разочаровался в том, что делает президент. Хотя ни "Единство", ни "Отечество" не могут быть удовлетворены динамикой преобразований, начатых президентом. Я думаю, что при реализации президентских планов они встретят сильнейшее сопротивление. И чтобы преодолеть сопротивление этим планам, нужна мощная, эффективная, грамотная политическая сила. Вот что стоит за процессом нашего объединения. Я не знаю, кто тут выигрывает, кроме России.
- Скажите, а в рядах вашей организации есть противники объединения?
- Эта проблема меня абсолютно не беспокоит. Потому что, работая с людьми из руководства "Единства", я понимаю, что это люди, желающие того же, что и мы, а с внутренними проблемами мы разберемся. Главное - это сильнейшая оппозиция извне.
- Кто же вам оппонирует?
- Это те, кто боится появления мощной сильной политической партии.
- То есть оппозиция вашему союзу есть даже в Кремле?
- А как же. К сожалению, живем в таких условиях. Возникнет сильная партия, и никто не рискнет обращаться с ней так, как обращаются сегодня.
- Сравнивая ваши идеологические позиции, понимаешь, что с идейной точки зрения "Единство" поддерживает либеральный курс Белого дома, а "Отечество" ориентируется на умеренно левые программы. Насколько совместимы эти позиции в рамках вашего союза?
- Было бы изумительно, прекрасно для страны, для Думы, для президента если бы в результате процесса, который порожден принятием закона о партиях, сложилась бы трехпартийная политическая система. Все предпосылки для этого есть. Есть левый сектор идей и либеральный правый фланг со своей идеологией. А есть партия центра, которая отличается способностью не идеологизировать проблемы, а просто их решать. Решать проблемы надо на основе и левых, и правых ценностей: и на основе ценностей социальной справедливости, и одновременно с позиции рыночного развития экономики - вот это и есть третий путь, о котором сегодня говорят западные социал-демократы. Третий путь - определение меры между динамичным развитием рыночной экономики и ценностями социальной справедливости - это и есть высшее искусство управления государством. Вот во имя чего люди, представляющие идеологические центры обеих наших организаций, ведут серьезную дискуссию. И обе точки зрения представляют ценность для нашего объединения. Но искусство будет состоять в том, чтобы суметь соединить подходы во имя решения практических проблем. И мы найдем это решение.
- И все же даже между разработчиками программы будущего объединения, Андреем Исаевым ("Отечество") и Владиславом Резником ("Единство"), есть существенные расхождения. Как именно вы надеетесь их преодолеть?
- Господин Резник предлагает центристской партии - партии, претендующей на роль партии большинства, идеологию, базовым принципом которой является частная собственность. Я боюсь, что Резник не знает, что таких идеологий в мире больше не существует. Даже наши классики либеральной идеологии на недавнем съезде продемонстрировали устойчивую тенденцию отхода от нее. Я боюсь, что Резник просто не знает российскую Конституцию. А там записано: Россия - это социальное государство. Это значит, что смыслом, сутью нашей социально-экономической политики является баланс между динамично развивающейся рыночной экономикой и социальной справедливостью. Между прочим, именно этот баланс сегодня является сутью идеологии практически всех западных демократий.
Не может быть партия, претендующая на роль партии большинства, во-первых, антиконституционной, а во-вторых, абсолютно оторванной от российских реалий. Я боюсь, что господин Резник никогда не задумывался, каким образом он попал в Думу. Вряд ли он догадывается, что это произошло потому, что 80 процентов голосовавших за "Единство" голосовали за идеологию, которую предлагает Исаев и против которой он так агрессивно восстал.
- Вы не могли бы рассказать о дальнейших действиях объединения?
- "Отечество" осенью будет проводить съезд по превращению политической организации в партию. Мы проведем региональные конференции, которые выдвинут кандидатов на съезд. Одновременно на этих конференциях мы будем обсуждать проблемы дальнейшей консолидации усилий с "Единством", этапы начатого сотрудничества. Мы будем вести и свою внутреннюю работу с нашими членами по укреплению нашего союза, но мы никуда не спешим. Мы можем идти на выборы, как союз двух партий. Но можем идти и единой партией, если это будет необходимо.