Главе "Газпрома" Рему Вяхиреву не удалось доказать Кремлю собственную незаменимость. За день до истечения срока председательства Вяхирева в правлении компании совет директоров "Газпрома" принял сенсационное решение. Новым руководителем газовой монополии стал заместитель министра энергетики Алексей Миллер. Его кандидатуру, представленную первым заместителем главы администрации президента и главой совета директоров "Газпрома" Дмитрием Медведевым, единогласно поддержали все 11 представителей директорского корпуса компании.
Назначение Алексея Миллера на пост председателя правления "Газпрома" оказалось для менеджмента компании в буквальном смысле слова шокирующим. О нем руководство компании узнало за час до начала заседания совета директоров - во время разговора с президентом в Кремле. На встрече речь шла о том, кто будет руководить "Газпромом" в ближайшие несколько лет. Именно там газпромовцы и узнали фамилию своего нового начальника. А спустя уже полчаса Рему Ивановичу не оставалось уже ничего, кроме как поддержать кандидатуру Алексея Миллера.
Впрочем, пока прощаться с Вяхиревым Кремлю не придется. Как стало известно, государство намерено рекомендовать Рема Ивановича на пост председателя совета директоров "Газпрома". Это решение скорее всего и будет принято 29 июня на ежегодном собрании акционеров компании. А Дмитрий Медведев, занимающий этот пост в настоящее время, скорее всего отойдет от газовых дел, хотя бы для видимости соблюдения баланса интересов государства и менеджмента.
Отказываться от услуг Вяхирева окончательно и бесповоротно в Кремле, по всей видимости, сочли довольно рискованным мероприятием, в первую очередь с точки зрения сохранения самого "Газпрома". Очень уж популярны в последнее время были разговоры о том, кому на самом деле принадлежит газовая монополия. В числе наиболее пугающих версий значились имена родственников практически всех топ-менеджеров газовой монополии, в том числе детей Вяхирева - Юрия Вяхирева, возглавляющего "Газэкспорт", и Татьяны Дедиковой. Много говорилось и о том, что, если в "Газпром" придет человек со стороны, от монополии останется "одна башня". Такие же прогнозы строились и на тот случай, если из компании уйдет "главный гарант стабильности" Рем Вяхирев.
Кандидатура Алексея Миллера стала, пожалуй, третьим по счету "фантастическим" назначением, к которым Владимир Путин имел отношение уже будучи президентом. Первое оказалось не слишком удачным - речь идет об Александре Гаврине, который в прошлом году занял пост главы Минэнерго. На федеральном уровне его практически не знали. Впрочем, и министерский портфель особой известности ни в делах, ни в словах ему не принес.
Второе назначение состоялось недавно - в МВД в качестве руководителя с легкой руки Путина пришел Борис Грызлов. Именно с ним, правда, по разным причинам, сравнивали вчерашнее, третье по счету из этой серии, назначение. Одни вполне серьезно утверждали, что приход в "Газпром" Миллера, как и Грызлова в МВД, является политическим назначением, череду которых обещали в администрации президента. Другие, в не слишком лестной форме пеняли президенту на загадочность его последних кадровых "рокировочек", проходясь по поводу продуманности решений относительно главы МВД и "Газпрома".
Впрочем, на этом громкие отзывы заканчиваются. Практически все представители российской топливной элиты в один голос назвали Миллера "человеком Путина", что дало еще одно основание сравнивать его назначение с грызловским. С 1991 года новый руководитель "Газпрома" работал в комитете по экономической реформе исполкома Ленсовета. За пять лет он успел сменить в городском правительстве несколько должностей, в том числе побыть начальником управления комитета по внешним связям Санкт-Петербурга. С 1996 по 1999 год Миллер был директором по развитию и инвестициям ОАО "Морской порт Санкт-Петербурга", после чего стал гендиректором ОАО "Балтийская трубопроводная система". За последние годы о возможных, но не состоявшихся назначениях Миллера ходило очень много слухов - его прочили и в топливные министры, и в руководители трубопроводной монополии "Транснефть".
Однако о "Газпроме" как о возможной ступени в карьерной лестнице Миллера не было слышно до вчерашнего дня. В то же время назначение на главную должность в "Газпроме" человека со стороны вполне укладывается в путинскую логику поэтапных отставок в пользу, что называется, своих людей. Год назад не менее сенсационным и пугающим казался уход из компании экс-председателя совета директоров Виктора Черномырдина и назначение на его место Дмитрия Медведева, пришедшего в "Газпром" с однозначной репутацией "путинского назначенца". Однако ничего ужасающего за это время с компанией не произошло, если не считать существенного снижения предприимчивости менеджеров компании - все ждали, что будет дальше. Возможно, сейчас в Кремле рассчитывают на тот же эффект.
Тем не менее оставлять менеджеров компании без присмотра государство не намерено. Как утверждают источники в "Газпроме", личные дела всех руководителей газовой монополии уже переданы в Кремль, где их наверняка внимательно изучат. Независимых от компании наблюдателей, причем на самых разных уровнях, в "Газпроме" было немало, так что досье вряд ли будут страдать субъективностью. Есть и еще одно обстоятельство, которое позволит Кремлю держать менеджеров под контролем. По уставу компании, контракты с членами ее правления должны были заключаться председателем совета директоров, а не Ремом Вяхиревым. И это может стать для государства удачным поводом почистить ряды руководства "Газпрома".
***
Как бы то ни было, но назначение представителя команды Владимира Путина на высшую должность в "Газпроме" является и своеобразным ответом на вопрос, состоятся ли реформы в этой естественной монополии. Напомним, что старый менеджмент компании достаточно активно сопротивлялся либерализации рынка газа, если не считать, конечно, появление на российском газовом рынке компании "Итера", долгое время ассоциировавшейся со все тем же менеджментом "Газпрома".
Пока трудно судить, по какой именно схеме пройдет реструктуризация отрасли. Однако, если проанализировать практику реструктуризации естественных монополий последних месяцев, общие положения уже примерно понятны: естественно-монопольный вид бизнеса будет выделен в отдельную компанию, тогда как добычу и продажу голубого топлива предадут конкуренции. В любом случае уже сейчас можно сделать предположение, что реформирование газовой отрасли пойдет именно по тому варианту, который предложит либеральное российское правительство.
Правда, уже сейчас некоторые эксперты с опасением говорят о внешнеэкономической деятельности газовой отрасли. Если реформа "Газпрома" пойдет по тому же пути, что и реформа электроэнергетики, под вопросом могут оказаться не только надежность поставок газа на европейский рынок, но и в перспективе само присутствие России на этом рынке.
Напомним, что у "Газпрома" сейчас имеется ряд крупных контрактов на поставку газа в Западную Европу. Строится также трубопровод "Голубой поток" в Турцию. И прежняя система гарантирования поставок голубого топлива, дававшая возможность в случае каких-то технологических сбоев переориентировать на экспорт газ с других месторождений, позволяла проводить сильную политику на внешних рынках. Как будет выстраиваться система гарантирования поставок при либерализации рынка газа, сумеет ли российская газовая отрасль сохранить за собой долю в Европе, не будут ли отечественные компании вытеснены более крупными конкурентами, и когда все это произойдет будет понятно только после обнародования программы реструктуризации отрасли.
Впрочем, очевидно, что еще до начала подготовки соответствующих программных документов, государству придется провести значительную работу по усилению своего влияния в компании. Пока, напомним, из 11 мест в совете директоров "Газпрома" лишь 5 отданы представителям государства. И это уже не говоря о том, что государство в компании не владеет контрольным пакетом акций и при желании другие акционеры компании могут заблокировать любые решения государства.
В любом случае все будет понятно уже на ближайшем собрании акционеров компании, которое должно пройти в конце июня. Кстати, должна определиться и судьба нынешнего менеджмента корпорации. Ведь директора "Газпрома", принявшие вчера решение об отставке Вяхирева, отказались исключать из списков кандидатов в совет директоров компании представителей миноритарных акционеров и менеджмента монополии. Это произошло, кстати, вопреки решениям двух московских судов, первый из которых запретил вносить в бюллетень для голосования кандидатуры Рема Вяхирева и еще пятерых менеджеров "Газпрома", а второй - представителей миноритарных акционеров.