ЦЕЛЫЙ месяц - с 6 июня по 5 июля - и без перерыва на выезд в избирательные округа собирается работать Государственная Дума для того, чтобы выполнить все заказы правительства по одобрению необходимых ему для подготовки бюджета-2002 законопроектов. Депутаты, как можно заметить, продлили весеннюю сессию до 5, а не 12 июля, как их просил Михаил Касьянов, потому что считают - все равно кабинет министров будет просить еще дополнительную неделю, а проводить в Москве почти весь июль законодатели не хотят.
Стоит отметить, кстати, что сроки обсуждения некоторых перечисленных в письме председателя правительства законопроектов депутаты изменили - одни совсем немного, а другие - значительно. Например, столь важные для исполнительной власти налоговые законы кабинет просил нижнюю палату обсудить в первом чтении 6 июня, однако дискуссии по ним состоятся позже. 7 июня депутаты, к примеру, рассмотрят в первом чтении главу 27 Налогового кодекса о налоге на добычу полезных ископаемых, главу 22 о ставках акцизов и главу 26 о таможенных пошлинах и сборах. Вокруг последней в подкомитетах нижней палаты в настоящее время идут довольно жесткие споры - депутаты высказывают желание сами устанавливать размеры экспортных пошлин на нефть, а правительство, естественно, с этим не согласно. Компромисс, судя по всему, будет найден в таком виде: законодатель утверждает нижний и верхний пределы экспортных пошлин, а исполнитель - оперативно их в этих рамках изменяет при необходимости. Вполне возможно также, что Дума и правительство договорятся и о какой-то шкале, предусматривающей определенную величину вывозной пошлины в зависимости от цены нефти на мировом рынке.
Что же касается проведения второго чтения той главы НК, которая устанавливает новые ставки налога на прибыль и вводит новые механизмы его взимания, то вместо предложенного правительством 14 июня депутаты перенесли его на 20 июня. В эти дни налоговый подкомитет нижней палаты проводит обсуждение нескольких тысяч представленных к законопроекту поправок и одновременно спорит с представителями Министерства финансов, выступающих против предоставления ряда льгот. По некоторым сведениям, правительство, уже столкнувшееся с тем, что при проектировке проекта бюджета-2002 ощущается недостаток доходов, давит на законодателя, пытаясь заставить его закрыть как можно больше способов законного уменьшения налогооблагаемой базы, а тот, в свою очередь, подстрекаемый разнообразными лоббистами, сопротивляется. Впрочем, как считает глава думского бюджетного комитета Александр Жуков, конфликтующие стороны уже весьма скоро договорятся. Можно предположить, что кабинету министров все-таки придется уступить, тем более что, как подозревают многие депутаты, в 2002 году, как и в течение ряда предыдущих лет, исполнительная власть намеревается несколько занизить прогноз по исполнению доходной части бюджета, а стало быть, ее жалобы можно не слышать.
Еще одним из влияющих на формирование бюджета законопроектов считается проект закона о приватизации государственного и муниципального имущества. Его правительство просило обсудить в первом чтении уже 7 июня, а в окончательном виде утвердить уже осенью. Депутаты, однако, не оставили правительственный документ в одиночестве: альтернативными ему стали варианты Григория Томчина из СПС и Николая Арефьева из КПРФ. Появление конкурирующих проектов, естественно, привело к тому, что их первое чтение перешло на заседание 27 июня. Точно так же вместо 14 июня примерно на неделю позже пройдет и первое чтение проекта Земельного кодекса. Здесь также между собой будут спорить три редакции - правительственная, "правая" и "левая". Впрочем, в отличие от закона о приватизации, главные споры вокруг которого переносятся на осень, ЗК кабинет министров требует принять в следующем месяце, что с учетом трех альтернативных проектов вряд ли произойдет.
Стоит отметить, что и ряд других проектов из правительственного пакета будет рассмотрен позже, чем ожидали на Краснопресненской набережной. Например, подготовленный в Минэкономразвитии по требованию российского бизнеса так называемый дебюрократизационный пакет депутаты должны были обсуждать 24 мая. Однако в тот день они занимались спорами вокруг закона о политических партиях, а потому смогли выделить время только на один законопроект из трех - предусматривающий защиту прав предпринимателей при осуществлении мер госконтроля, то есть защищающий их от чрезмерных требований разнообразных надзорных инстанций. Два других закона - о поправках к закону о лицензировании и о госрегистрации юридических лиц - нижняя палата планирует одобрить в первом чтении соответственно 7 и 20 июня. Что же касается пенсионной реформы, законодательного оформления которой правительство надеется добиться осенью, но начала работы над которой требует от депутатов уже в июне, то в предварительном плане законодательной деятельности Государственной Думы с 6 июня по 5 июля о ней не говорится ни слова. Можно предположить, что если необходимые для начала такой реформы законопроекты все-таки появятся на Охотном Ряду в ближайшие несколько дней, то думцы вынуждены будут ими заниматься. Заметим, впрочем, что пока особой расторопности в этом деле кабинет Касьянова не проявляет, может, от того, что при президенте РФ существует Национальный совет по пенсионной реформе, который тоже должен сказать свое слово.
Кроме правительственного пакета депутаты в первый месяц лета будут заниматься и другими законотворческими делами - например, проведут на первом пленарном заседании после недельного перерыва большую дискуссию на тему торговли через Интернет и вообще в электронном виде. Нижней палате предстоит выбрать один из трех законопроектов о цифровой подписи (один от правительства, а два других - от конкурирующих между собой депутатов) и один из двух проектов об электронной торговле. Надо заметить, что в предстоящий месяц депутатам вообще предстоит провести несколько заседаний, на которых станут соревноваться различные проекты на одну и ту же тему. О спорах вокруг различных вариантов Земельного кодекса и приватизационного закона уже упоминалось выше, а дополнительно можно отметить дебаты по Гражданскому процессуальному кодексу 7 июня (фигуранты - проект Верховного суда и группы депутатов из "ЯБЛОКА"), по проблеме национализации 14 июня (бороться будут 6 законопроектов) и вокруг закона о гражданстве, представленного президентом и альтернативного ему коммунистического документа.