ВНЕСЕНИЕ в Госдуму первых четырех законопроектов из одиннадцати поставило точку в деятельности рабочей группы по проведению судебно-правовой реформы под руководством замглавы администрации Дмитрия Козака.
Именно нижней палате парламента предстоит теперь обсудить законы "О статусе судей", "Об адвокатуре и адвокатской деятельности", "О внесении изменений в законы "О Конституционном суде" и "О судебной системе РФ". В Кремле рассчитывают, что первое чтение эти законопроекты могут пройти уже в рамках текущей сессии. Этот основной пакет несколько позже будет дополнен целым блоком поправок в уже принятые или внесенные нормативные акты (ГПК, УПК, АПК и ряд некоторых других норм).
Дмитрий Козак сообщил журналистам на брифинге, что процесс подготовки законов был не вполне обычным: рабочая группа постаралась "смоделировать ситуации" и сделать все законопроекты "максимально подробными", чтобы избежать традиционной управленческой практики подготовки нежизнеспособных инструкций, которые интерпретируются исполнителями самостоятельно. Сейчас все сложные закулисные интриги правоохранительных ведомств и судейского сообщества будут вестись в стенах Госдумы, и администрации президента предстоит просто проконтролировать ход голосования по законопроектам.
Правда, существенное изменение внес сам президент, когда предложил изъять из пакета положение о возможном отстранении судьи от должности в случае возбуждения против него уголовного дела. В то же время Дмитрий Козак сообщил, что несмотря на яростное сопротивление судейского сообщества, в законопроекте осталась новая норма об административной ответственности судей, возвращающая в правовое пространство 20 тысяч человек.
Одновременно с поправками, призванными повысить дисциплину среди представителей третьей власти, судьи получают полномочия о выдаче разрешений на арест и обыски. Но как и предсказывали противники этой меры (а сюда входят не только Генпрокуратура или левые фракции в Думе, но отчасти даже и глава Верховного суда Вячеслав Лебедев), быстро обеспечить реализацию этой конституционной нормы просто невозможно: в односоставных районных судах просто не хватит кадров и для выдачи санкций, и для рассмотрения дел (один и тот же судья не может этого делать). Так что судебный арест появится только 1 января 2004 г.
Также было решено отложить и некоторые другие нововведения. Несмотря на то что принципиальное решение о создании Федеральной службы расследования (объединяющей следственные органы МВД, ГП, ФСНП и отчасти ФСБ) принято и поддержано лично президентом, решено подождать до появления первых результатов действия нового УПК. Этот кодекс должен будет ввести упрощенную форму дознания для 80% составов преступлений и создать тем самым предпосылки для более бескровного преобразования правоохранительных органов. Хотя Генпрокуратура, судя по заявлениям ее руководства, не намерена складывать оружие. Между тем анализ предложенных преобразований наглядно демонстрирует, что Генпрокуратура сохранила большую часть своих полномочий и даже частично расширила их. .
Вообще ни одна из заинтересованных структур не упустила возможности оказать давление на рабочую группу. Так, представители адвокатуры, предлагая возможные варианты законов, непременно ставили в начало названия собственных юридических фирм. После подписания протокола о поддержке законопроекта представителями противоборствующих коллегий с адвокатским сообществом в Кремле решили не церемониться. Дмитрий Козак твердо заявил, что после принятия закона все они "соберутся, изберут новые палаты и начнут работать по-новому", причем каждая из палат составит обязательный для каждого из адвокатов график бесплатного обслуживания населения.