БЮДЖЕТНЫЙ комитет Государственной Думы обсудил вчера один из тех законопроектов, из-за которых правительство попросило депутатов сократить их летние каникулы и ударно поработать первую половину июля в Москве. Как известно, наиболее принципиальным для кабинета министров является утверждение нижней палатой еще на весенней сессии прежде всего налоговых законов, от которых зависят параметры федерального бюджета на 2002 г., в настоящее время как раз прорабатываемого в Министерстве финансов. Вчера думские бюджетники дали свое добро на то, чтобы Дума уже 6 июня проголосовала в первом чтении за проект закона, вводящего новый налог - на добычу полезных ископаемых. Соответствующая глава второй части Налогового кодекса была внесена правительством на Охотный Ряд еще 28 апреля.
Как сообщил вчера на заседании бюджетного комитета замминистра финансов Михаил Моторин, введение нового налога, в общем-то, не увеличит налоговой нагрузки на предпринимателей потому, что он станет фактической заменой всех нынешних платежей, которые отдают казне все пользователи российских недр. Среди них в качестве основных г-н Моторин назвал налог на недропользование, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат. Кстати говоря, нефть выведена из общего порядка налогообложения: если все остальные ископаемые будут облагаться по процентной ставке от стоимости объема их добычи, то для нефти придуман другой порядок. Базой станет натуральный объем ее добычи, с каждой тонны которой придется платить в среднем по 425 руб. Сумма эта станет изменяться в одну или другую сторону в зависимости от экономического коэффициента, который будет рассчитываться с учетом мировой конъюнктуры.
В бюджетном комитете нижней палаты правительственные предложения, как всегда, вызвали довольно серьезную дискуссию, однако концептуально правительственный проект его одобрение получил. Гораздо более серьезный спор разгорелся на том же заседании думского бюджетного комитета вокруг проекта очередной главы НК о таможенных пошлинах. Этот документ был подготовлен группой депутатов и, судя по всему, главной его целью было изменение ныне действующего порядка установления размера экспортных пошлин на нефть.