ВЧЕРА под вопросом судебной реформы была подведена промежуточная черта - "конкурс на лучшую думскую поправку" к пакету соответствующих законопроектов закончился. И, возможно, уже сегодня обитатели нижней палаты смогут познакомиться с тем, как были учтены их предложения в четырех законопроектах, которые накануне вечером спешно корректировал руководитель рабочей группы, замглавы администрации президента Дмитрий Козак. В их числе законы "О статусе судей", "Об адвокатуре", а также о внесении изменений в законы о судебной системе и о Конституционном суде. Остальные законопроекты будут поступать в нижнюю палату вплоть до первых чисел июня.
Вчера же в Кремле Владимир Путин провел итоговую встречу с лидерами фракций Госдумы по вопросу реформирования третьей власти. Со времени первой встречи с президентом депутаты уже успели не только внимательно разобраться с предложениями рабочей группы администрации президента, но и высказать собственные замечания. По предварительной договоренности, только после этого законопроекты могли быть официально внесены в Госдуму.
На обсуждение двух возникших у президента к депутатам вопросов собравшимся вчера в представительском зале Кремля потребовалось около двух часов. Оба вопроса были связаны с независимостью судей. Первый касался возможности отстранения слуг Фемиды от ведения дел в связи с возбуждением уголовных дел в отношении их родственников. Оказалось, что главным противником этого предложения является сам Путин. Его поддержали и депутаты. Например, лидер ЛДПР Владимир Жириновский каялся после беседы с президентом, что в ходе предварительного обсуждения его фракция выражала 90-процентную готовность согласиться с этим ущемляющим третью власть законом. По словам же Ирины Хакамады, фракция СПС предлагала найти компромисс между предложениями рабочей группы и интересами судей, однако Владимир Путин от этого категорически отказался.
Другой интересовавший президента вопрос был связан с возможностью привлечения к уголовной ответственности самих представителей третьей власти. По предложению рабочей группы принимать подобные решения в отношении судей Конституционного суда должны их коллеги из суда Верховного. Однако и эта идея главе государства показалась нелиберальной. В результате предпочтение было отдано членам Совета Федерации, которые и принимают решение о назначении судей КС. Лидерам фракций это решение понравилось, поскольку, по их мнению, механизм лишения неприкосновенности должен быть одинаков и для судей, и для депутатов.
Дмитрия Козака, выступавшего в защиту предложений рабочей группы, президентские коррективы не расстроили. Он не согласен с тем, что смягчение этих двух вопросов можно рассматривать как уступку третьей власти. По его словам, "по-настоящему судьи боролись совсем не с этим". Их недовольство касалось главным образом введения возрастных ограничений, а также дисциплинарной и административной ответственности, но все эти положения остались в кремлевском пакете законов.
Лидеры всех фракций высказались в поддержку судебных преобразований. И даже главный думский скептик глава КПРФ Геннадий Зюганов заметил, что реформа третьей власти была подготовлена куда более профессионально, чем, например, земельный вопрос.
В то же время пока реформа третьей власти не слишком глубоко затронет интересы право-охранительных органов. Хотя положение о том, что арест может производиться только по решению суда, вступит в силу с 2004 г. Однако в предлагаемых Кремлем законопроектах не будет содержаться никаких предпосылок к созданию Федеральной службы расследования (ФСР). Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, касающиеся распределения подследственности между различными ведомствами, были составлены исходя из существующей структуры. Отвечая на вопрос корреспондента "НГ", Дмитрий Козак подчеркнул, что хотя президент и признал принципиальную целесообразность создания подобной структуры, призвал не торопиться и внимательно обсудить все технические детали реализации этой идеи. Впрочем, по словам замглавы президентской администрации, как только это произойдет, решение о создании ФСР можно принять довольно быстро - для этого потребуется внести изменения лишь в одну статью УПК.
Впрочем, согласование позиций Кремля и лидеров думских фракций - это еще только полдела. "Самое страшное" для пакета законопроектов - прохождение через нижнюю палату. Пока еще и третья власть, и правоохранительные органы не задействовали главные лоббистские механизмы. И вряд ли кто-то может гарантировать, что на выходе судебная реформа окажется той же, что и на входе.