НА ЭТОЙ неделе фракциям Государственной Думы предстоит принять то решение, которое, возможно, весьма серьезно повлияет на их дальнейшую судьбу. Речь идет о намеченном на 24 мая втором чтении проекта закона о политических партиях.
Концепция этого закона представляла собой следующее: статус политической партии могла иметь организация только общероссийского значения, число членов которой было бы не менее 10 тыс., и именно эта структура имела право участвовать в выборах на всех уровнях - от федерального до местного. Общественно-политическим движениям, которых в настоящее время гораздо больше, чем собственно партий, была оставлена только одна возможность участвовать в политической жизни - через блоки с настоящими партиями. Региональным же партиям и движениям было отказано даже в этом - согласно законопроекту они должны вовсе исчезнуть либо влиться в те организации, которые получат право на жизнь. Проект закона, одобренный Государственной Думой в первом чтении несколько месяцев назад, также предусматривал бюджетное финансирование тех партий, которые или попали в парламент, или же, как минимум, получили определенный процент голосов избирателей. В обмен на государственные деньги партиям предлагался весьма плотный государственный контроль за их повседневной деятельностью, а также довольно плохо прописанные, а следовательно, оставляющие место и злой, и доброй воле чиновников, механизмы приостановления деятельности той или иной партии либо ее ликвидации по решению суда и по некоторым формальным признакам.
Головным по данному законопроекту стал думский комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций, возглавляемый коммунистом Виктором Зоркальцевым. Так как КПРФ - одна из крупнейших в стране политических структур - полностью соответствовала всем критериям закона, а главное, в случае его вступления в силу становилась единственной официальной оппозицией, то все попытки других фракций - к примеру, СПС и "ЯБЛОКО" - кардинально поменять суть закона ни к какому успеху не привели. В настоящий момент критерий численности остался прежним - 10 тыс. человек, хотя и сделана одна оговорка для тех партий, что смогли по результатам выборов образовать в Государственной Думе собственную фракцию. Такие партии не могут быть ликвидированы даже тогда, когда в их рядах останется меньше активистов, чем необходимо по закону.
Как известно, правые и "яблочники" приложили довольно серьезные усилия для того, чтобы взаимосвязанные между собой положения о госфинансировании и госконтроле из законопроекта были исключены. Им этого сделать не удалось, однако небольшие изменения произошли и в этой части закона. За каждый голос избирателя ЦИК теперь будет давать по 50 копеек, но только один раз, а не до следующих выборов. Кроме того, бюджетное вспоможение стало делом сугубо добровольным. Контроль за деятельностью политпартий, впрочем, все равно остается - вне зависимости от того, взяла какая-нибудь из них государственные деньги или же гордо от них отказалась. Точно так же остается и положение закона о приостановлении и ликвидации партийной организации, хотя сами депутаты полагают, что ничего страшного в соответствующих процедурах нет, потому что подготовленные ко второму чтению поправки дают партиям соответствующие инструменты для собственной судебной защиты.
Судьба же региональных партий и движений, видимо, решилась окончательно - согласно подготовленному на 24 мая варианту законопроекта, они не смогут самостоятельно участвовать в выборах даже регионального и местного уровней. Стоит отметить, что, конечно, региональное лобби в нижней палате в ближайший четверг постарается изменить соответствующие статьи проекта и в данном случае всем заинтересованным наблюдателям можно будет еще раз посмотреть на эффективность недавно сколоченной коалиции "Единства", ОВР, "Народного депутата" и "Регионов России", то есть так называемых центристов. Дело в том, что лидер последнего депутатского объединения Олег Морозов подал поправку о разрешении региональным партиям существовать. Сделал он это еще до образования коалиции, и ей сейчас предстоит либо убедить своего коллегу отказаться от прежних заблуждений, либо провалить его инициативу без всякого сожаления.
Пока одни депутаты продолжают борьбу за те или иные варианты закона о политических партиях, другие - более дальновидные или скорее всего более заинтересованные - уже думают о других законах, которые необходимо будет принимать в развитие базового. Именно так и поступили депутаты Борис Надеждин (СПС) и Игорь Игошин (Агропромышленная группа), внеся в Думу проект закона, требующий от тех субъектов РФ, где зарегистрировано более миллиона избирателей, вводить на выборах в местные законодательные органы элементы пропорциональной системы, то есть часть депутатских мест разыгрывать между партийными списками - естественно, только от общефедеральных партий. Интересно, что наиболее значимый эффект от такого нововведения авторы законодательной инициативы ожидают, во-первых, в Москве, а во-вторых, в Московской области. Например, г-н Надеждин считает, что если в Московской городской думе появится даже небольшая группа независимых от столичного мэра законодателей, то безгласного представительного органа в этом субъекте РФ уже не будет, а инициативы городской исполнительной власти станут подвергаться в нем более пристальному и серьезному анализу. Правда, недавно внесенный законопроект предусматривает не слишком большой процент пропорциональных выборов - по партийным спискам должно распределяться не менее 15% общего числа депутатских мест.