В СЕРЕДИНЕ будущей недели основной пакет документов по судебной реформе поступит на рассмотрение в Государственную Думу. Кремль уже успел заручиться относительной поддержкой фракций "Единство", "Отечество", "Народный депутат" и "Регионы России". На днях состоялся обмен мнениями с "яблочниками", а в следующий вторник предстоит разговор с коммунистами и аграриями, в рядах которых с трудом удалось обнаружить профессиональных юристов.
Разработчики судебной реформы не раз заявляли, что сроки реализации предлагаемых правовых нововведений больше, чем хотелось бы, зависят от их стоимости - чем дешевле, тем быстрее. Одними из первых на очереди, видимо, окажутся суды присяжных. По словам замглавы президентской администрации, руководителя рабочей группы по судебной реформе Дмитрия Козака, к концу 2002 г. этот институт будет введен во всех субъектах Федерации, в то время как сейчас он действуют лишь в 9 регионах. По предварительным подсчетам, бюджету это обойдется всего в 111 млн. руб. - единовременная трата, которая пойдет на оборудование залов судебных заседаний. Однако для того чтобы этот институт заработал по-настоящему, государству придется потратить куда больше. Речь идет о введении специальной программы защиты свидетелей и членов их семей. По оценкам МВД, ежегодный объем ее финансирования должен составить порядка 15 млрд. руб. Кремлевские юристы стоимость этой программы пока не подсчитывали, но, понимая, что вряд ли конечная сумма получится намного меньше, уже подумывают о поэтапном вступлении в силу соответствующего закона. Сначала программа может применяться в отношении ограниченной категории дел - в наиболее сложных и острых процессах.
Очевидно, каким-то образом на ход реформы могут повлиять и мнения тех, чьи интересы она напрямую затрагивает. Судьи опасаются, что новая реформа лишит их неприкосновенности, хотя в Кремле уверены: в России - самый независимый суд в мире. Ущемление своей свободы судьи усматривают в предложении ввести дисциплинарную и возродить административную ответственность. Если сейчас квалификацию служителей закона в основном оценивают судьи того же уровня, то в перспективе эти вопросы, вероятно, будут решаться коллегиями вышестоящих инстанций.
Еще больше третью власть пугает возможность приостановления полномочия судей, если возбужденные в отношении членов их семей уголовные дела будут дискредитировать служителей Фемиды. Для сравнения, в США полномочия судьи могут быть приостановлены на период расследования специальной комиссией даже из-за обычной жалобы. Российские же разработчики реформы предлагают выбирать между "плохим" и "очень плохим". Если судьи озабочены тем, что на них может усилиться давление со стороны государства, то в Кремле это предложение склонны рассматривать как своеобразную страховку от решений служителя закона, которому, скажем, угрожают расправиться с его находящимся под следствием родственником.
Куда более сильное сопротивление некоторые судебные новации, в первую очередь касающиеся прокурорского надзора, могут встретить со стороны незаинтересованного в этом ведомства. Правда, недавняя публичная критика генпрокурора Владимира Устинова Кремль не смущает, там считают, что "в данном случае конкуренция мнений оправдана". Однако сами парламентарии уже готовятся ощутить эту конкуренцию на себе, гадая, что прокуратура сможет противопоставить силе убеждения разработчиков судебной реформы.
Несмотря на то, что документы по судебной реформе еще даже не внесены в парламент, Кремль уже дал понять, что следующим его шагом в наведении правового порядка может стать пересмотр российской правоохранительной системы. Ключевым событием здесь может оказаться создание Федеральной службы расследования. Вероятно, об этом проекте может зайти речь и на встрече Козака с Путиным.
Первым шагом к созданию новой структуры, которая должна объединить досудебное следствие в одном ведомстве, может стать внесение поправок в статьи УПК, распределяющие подследственность. Только после этого можно будет говорить о создании юридического лица, куда поочередно будут передаваться досудебные следственные функции из других ведомств. Предполагается, что с 2002 г. в несозданную еще структуру планируется передать дела МВД, через год - прокуратуры и налоговой полиции и в 2004 г. - ФСБ.
Последние перестановки в правительстве, а именно назначения на силовые посты в МВД и ФСНП гражданских лиц, в эту тенденцию, хотя пока в чисто идеологическом плане (снижение роли правоохранительных органов в политическом процессе), тоже укладываются. Впрочем, пока о планах по созданию ФСР в Кремле говорят не слишком уверенно, настоятельно подчеркивая, что в конечном итоге все зависит от президента. У идеи есть и противники - Генпрокуратура и ФСНП, которые отнюдь не в восторге от перспективы разрыва сложившейся системы, что может привести к затягиванию разбирательств, требующих оперативности. Налоговые полицейские, впрочем, оговариваются, что в случае принятия "политического решения" им останется только подчиниться.