В своем послании Федеральному собранию Путин дважды коснулся проблемы функционирования органов местного самоуправления, обозначив тем самым новые приоритеты в сфере госстроительства. И хотя структуры и принципы действия органов местного самоуправления определяют сами субъекты Федерации, у Центра есть немало способов контроля за процессом становления третьего муниципального уровня власти, от судебных решений до закулисных интриг. Весьма показательно ситуация сейчас развивается вокруг нового московского Устава.
Федеральному законодательству не соответствуют те его нормы, которые определяют структуру органов исполнительной власти (институт мэра, вице-мэра и правительства Москвы) и систему органов местного самоуправления (по закону "О районной управе" в конце марта было даже решение Верховного суда). Новый законопроект предполагает существенное перераспределение полномочий между мэром и правительством Москвы: пост премьера упраздняется, Лужков теперь лично будет возглавлять правительство, а, кроме того, члены коллегиального органа получат дополнительные контрольные полномочия, в том числе и за префектами. Будут расширены права и у Мосгордумы: столичные депутаты получили полномочия на утверждение городских программ и договоров, а также право выносить вотум недоверия мэру и правительству Москвы. Кроме того, вице-мэр будет не избираться, а назначаться по указу мэра.
Пользуясь специфическим статусом города федерального значения (территория субъекта совпадает с территорией города), московские власти не торопились развивать систему местного самоуправления: формально процесс передачи полномочий начался еще в 1992 году, но районные управы были созданы только четыре года назад. Теперь проект Устава по-новому определяет полномочия и компетенцию органов местного самоуправления, а также источники финансирования. Московское правительство против подробного прописывания предметов ведения в Уставе, поскольку такой перечень может меняться в зависимости от ситуации. Вместо этого вице-премьер правительства Москвы Анатолий Петров предложил составить закрытый перечень, тем более что "человеку все равно, кто им управляет сегодня - орган местного самоуправления или орган госвласти" и вообще это "политическая проблема". В результате стало непонятно, кто же именно будет принимать и разрабатывать новые уставы и иные правовые акты муниципальных образований, поскольку даже депутаты выступают против проведения референдумов в 125 районах Москвы.
Деньги же новые муниципалитеты получат не скоро - в бюджете города на следующий год этой статьи нет. Пока планируется направлять средства в управы из целевых бюджетных фондов, полноценные бюджеты появятся только к 2003 г. Собственность тоже передавать будут постепенно, причем только те объекты, которые не нарушат целостность городского хозяйства. Не решен вопрос и о порядке выборов глав районных управ. Мэрия предлагает избирать главу районной управы только из числа советников районного собрания, депутаты же предлагают включить в Устав еще и норму о прямых выборах населением. Поскольку в прямых выборах и референдумах по нормативным актам должны принимать участие 50% населения, то маловероятно, что они когда-нибудь вообще состоятся. И здесь московские думцы скорее готовы оставить население совсем без органа местного самоуправления (Конституция РФ гарантирует, но не обязывает граждан реализовывать право на местное самоуправление), пока представители московского правительства настаивают на создании по сути декоративных муниципалитетов. Таким образом, сейчас мэрия пытается поспешно протолкнуть собственный вариант Устава до декабрьских перевыборов в Мосгордуму, которые могут существенно изменить расстановку политических сил в столице.