0
1299
Газета Политика Интернет-версия

17.05.2001 00:00:00

Михаил Касьянов продержался целый год

Тэги: касьянов, отставка, премьер, правительство


касьянов, отставка, премьер, правительство

ВИДИМО, по первоначальному замыслу Кремля, именно 17 мая должно быть вписано в историю России времен Владимира Путина. Именно на этот день слухи прочили начало "второй волны" кадровых перестановок в российском кабинете министров, которая должна была коснуться экономического блока.

По этому поводу в последнее время было немало "утечек" из разного рода источников в Кремле и Белом доме. Такое положение только усиливало нервозность на Краснопресненской набережной, хотя премьер всячески старался успокоить чиновников, объясняя, что произойдет лишь "настройка кабинета министров на дальнейшую эффективную работу".

Слухи ходят разные. В частности, может измениться число вице-премьеров, причем даже называют тех, кто покинет свой пост - Илья Клебанов и Алексей Гордеев (причем последний может перейти в администрацию президента). Поговаривают и о том, что нынешнего вице-премьера Виктора Христенко разжалуют в министры энергетики. Официально же или в рамках "конфиденциальной информации" пока никто из окружения президента и на Краснопресненской набережной не берется судить, каким будет решение Владимира Путина.

Возможно, что "вторая волна" будет отложена на несколько дней. Ведь сегодня у Михаила Касьянова своеобразный праздник - ровно год назад он был назначен премьер-министром России. Год в политике - это как раз такой период, по истечении которого можно подводить первые итоги. Но для экономики, как показывает практика стран, вступивших на рыночный путь развития, это недостаточный срок, чтобы добиться существенных изменений и тем более - достижений. Особенно если речь идет о российской экономике. Это слишком громоздкий и сложный механизм, чтобы можно было надеяться на выздоровление в течение одного года после более чем десятилетнего спада.

Однако по сложившейся в России традиции считается, что на вхождение в курс дела премьеру должно хватить даже не года, а ста дней. Именно на этот срок главе кабинета министров можно было рассчитывать на некую индульгенцию от Кремля и Думы, однако после трех месяцев любая ошибка премьера приближает срок его отставки.

Постоянные перестановки и перетасовки председателей и членов кабинета министров эпохи Бориса Ельцина вызывали порою не только недоумение, но даже и насмешки над властью. В истории российского премьерства был единственный "долгожитель" - Виктор Черномырдин. Причем каждый уход очередного премьера, особенно в условиях нестабильности в экономике, сопровождался социальными и экономическими потрясениями. Исключением стал Владимир Путин, которого на посту премьера успели назвать "самой большой загадкой", а уход его в отставку был вызван "повышением по службе".

Нынешнему главе кабинета Михаилу Касьянову - выходцу из Минфина с самого дня назначения и в течение всего года работы то и дело прочили отставку. Но его оппоненты отставки так и не дождались. Хотя сроки назывались разные - сначала до осени 2000 года, потом до весны, когда истечет срок обещания, данного Путиным Борису Ельцину о неприкосновенности прежней команды. Но, как утверждают сегодня в Белом доме, вряд ли даже в ходе предстоящей реформы кабинета сменится фигура премьера. Кстати, именно в момент объявления о грядущих перестановках в правительстве в конце прошлого года Владимир Путин, изменив своей обычной жесткой манере, заявил, что никогда не говорил о Михаиле Касьянове как о техническом премьере.

При этом нельзя сказать, что критика президента всегда миновала председателя российского правительства. Было все: жесткие слова за неудачные переговоры с Парижским клубом кредиторов, и замечание за рост инфляции, и упреки за увеличение непроцентных расходов. Пересидел на своем кресле Михаил Касьянов и жесточайший энергетический кризис на Дальнем Востоке.

Теперь уже очевидно, что Михаил Касьянов стойко перенес недовольство президента и настойчиво пытался всеми доступными ему способами разрешить возникающие сложные ситуации. Причем работал премьер этот год, фактически не меняя команду, оставшуюся ему от Владимира Путина.

Но можно сказать, что ему во многом повезло. 2000 год оказался исключительно благоприятным для России - впервые за долгое время она вошла в десятку наиболее динамично развивающихся государств мира. Положительный эффект от девальвации рубля еще действовал, федеральный бюджет поддерживался за счет высоких цен на нефть на мировом рынке, а отечественные компании - те, что нормально пережили кризис 1998 года, - начали расширять производство.

И хотя эти факторы не были заслугой Михаила Касьянова, но создавали ощущение улучшения жизни в стране. В многочисленных беседах с корреспондентами "НГ", предприниматели в качестве единственной заслуги кабинета Касьянова называли то, что правительство не мешало бизнесу проводить агрессивную политику по расширению рынков сбыта.

Впрочем, позитивных результатов правительство добивалось и само. Оно не поддалось популистской риторике и старалось не раздувать расходы бюджета. Была начата налоговая реформа, готовятся структурные реформы естественных монополий, одобрен Земельный кодекс, запущена пенсионная реформа.

Но картина деятельности Касьянова была бы неполной, если останавливаться только на положительных моментах. Были и минусы, причем очень значительные. По своей же ошибке правительство не заложило в проект федерального бюджета на 2001 год расходы по платежам Парижскому клубу кредиторов. Злые языки поспешили связать это с излишне оптимистичной надеждой на дипломатический дар Михаила Касьянова, сумевшего договориться о реструктуризации долга России Лондонскому клубу.

Скандал, возникший в связи с этим, чуть было не выкинул Россию из элитного клуба ведущих стран. Как утверждают в Белом доме, Михаил Касьянов был готов довести ситуацию до критической - на этот момент отказаться от выплат вообще. Но президент и его советники настояли на, пожалуй, единственно верном решении проблемы, в результате чего кредиторы получили причитающиеся деньги. Именно тогда судьба премьера висела на волоске. Впервые "удачливому переговорщику" Михаилу Касьянову не удалось без скандала "разрулить" ситуацию.

Когда кабинет министров решал, что же дальше делать с текущими долгами, очень вовремя пришлось предложение крупнейшего кредитора нашей страны - Германии обменять долги на акции российских предприятий. Долги списать не удалось, но зато премьер восстановил несколько подпорченную репутацию искусного финансового дипломата. Но тогда никто не думал, что это предложение - лишь первый виток нового скандала. Немцы оценили все "за" и "против" и пришли к выводу, что схема хорошая, но применять ее к российским долгам Парижскому клубу не стоит - здесь и так все более или менее ясно: платить Россия все равно будет. А вот получить с нашей страны уже несколько позабытый советский долг 10-летней давности - дело немецкой чести. Поэтому германские эксперты предложили использовать схему в расчете на те самые 6,4 млрд. переводных рублей, которые Россия задолжала Германии в самый нестабильный период в стране - в начале 90-х годов. В Белом доме считают, что за такой позицией германского руководства скрывается некая политическая подоплека, поэтому, скорее всего, в Москве предпочтут просто отказаться от этой идеи.

Весьма странную позицию занял Михаил Касьянов по поводу энергетического кризиса. Ведь правительство фактически упустило "точку невозвращения", когда можно было изменить ситуацию. И это даже несмотря на то, что тревожные сигналы поступали не только с мест, но и из отраслевого ведомства - Минэнерго.

Сегодня в правительстве вряд ли кто-то может чувствовать себя спокойно. Рост инфляции, на который довольно жестко указал президент вице-премьеру, министру финансов Алексею Кудрину на коллегии Минфина, не замедляется и тем самым дает повод для беспокойства. Уже сейчас очевидно, что инфляция выйдет за рамки, заложенные в бюджете. По оценке председателя бюджетного комитета Госдумы Александра Жукова, она уже сейчас достигла 10%. Это значит, что в случае сохранения нынешних темпов по итогам года инфляция составит 20-25%. Понятно, что даже в такой ситуации кабинету министров не хочется признавать собственное поражение. Поэтому премьер объясняет происходящее всего лишь ростом тарифов естественных монополий. Кстати, накануне Михаил Касьянов в качестве положительного момента столь неприятного процесса отметил, что инфляция стала более качественной, ибо в ней фактически отсутствует монетарный фактор. Насколько это действительно так и удастся ли кабинету министров удержаться в заданных рамках, будет ясно уже в ближайшее время.

Но вряд ли по результатам 2000 года можно объективно оценить деятельность правительства - благоприятные факторы внешнеэкономической конъюнктуры "протянули руку помощи" российскому кабинету министров и смогли в какой-то мере снивелировать некоторое количество ошибок. Однако в этом году на такие авансы рассчитывать не приходится: Россия фактически отказалась от сотрудничества с МВФ, мировые цены на энергоносители снизились, и в этом году только от деятельности кабинета Касьянова будет зависеть состояние экономики страны. Пока данные неутешительные. Дело не только в высокой инфляции. Падают темпы промышленного производства. По состоянию на первые три месяца текущего года они оказались ниже запланированных - всего лишь немногим более 3%. Эксперты отмечают дальнейшее снижение темпов из-за потери конкурентоспособности отечественной продукции. Причина - рост издержек из-за сочетания высокой инфляции и стабильности курса доллара. Если так будет продолжаться и дальше, Россия вообще может столкнуться с падением темпов роста ВВП.

Но, пожалуй, главной слабостью кабинета министров и лично Михаила Касьянова как координатора по-прежнему остается экономический блок правительства, который в отличие от всех предыдущих состоит в основном из представителей одного направления - либералов. И поэтому решения априори носят оттенок однобокости и непроработанности. Ярким свидетельством этого может служить программа реформирования электроэнергетики, разработанная Минэкономразвития.

Вчера же оценку кабинету Касьянова дали и лидеры проправительственных депутатских объединений Госдумы. Руководитель фракции "Единство" Владимир Пехтин заявил, что в работе правительства за этот год было "больше положительного, чем отрицательного". Он отметил, что с политической точки зрения правительство Касьянова работало плодотворно и с Госдумой, и с Советом Федерации. В свою очередь, первый вице-спикер Госдумы от фракции "Единство" Любовь Слиска заметила, что, хотя "пятерку" правительству Касьянова она бы не поставила, но "хорошую четверку" вполне дать можно. Говоря о наиболее значимых моментах в деятельности кабинета за минувший год, она особо выделила то, как решались социальные вопросы, и прежде всего связанные с увеличением пенсий.

К положительным оценкам присоединился и спикер нижней палаты парламента Геннадий Селезнев.

Иную оценку правительству Касьянова дал лидер Аграрно-промышленной депутатской группы Николай Харитонов. Он отметил, что прошедший год стал "годом топтания на месте". "Я не вижу никаких великих заслуг Касьянова и его кабинета", - сказал Харитонов. По его мнению, во всем, что касается работы агропромышленного комплекса правительство за год "пальцем о палец не ударило".

И все-таки пока Владимира Путина устраивает нынешний премьер - отчасти и потому что ему не видно достойной замены.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
614
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
595
Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Иван Родин

Глава Республики Саха сообщил, что демократию приходится модифицировать из-за войны Запада против России

0
599
Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Ольга Соловьева

Путешествовать в зимние праздники планирует менее 3 миллионов россиян

0
574

Другие новости