Рисунок Вадима Мисюка.
Скандал вокруг реформирования электроэнергетики, вызванный противостоянием Министерства экономического развития и торговли и группы Госсовета под руководством Виктора Кресса, стремительно движется к развязке. В эти дни российская общественность стала свидетелем кульминации конфликта, разрешить который теперь может только президент России Владимир Путин.
Собственно, спор относительно путей реформирования электроэнергетики возник практически сразу после того, как в прессу стали просачиваться первые наметки программы преобразований, разрабатывавшейся тогда менеджментом РАО "ЕЭС". Однако гораздо сильнее конфликт разгорелся позже - в декабре прошлого года. Тогда, напомним, Министерство экономического развития и торговли, возглавляемое Германом Грефом, попыталось провести на правительстве свой вариант реформ, который, правда, по оценке экспертов, во многих своих положениях очень сильно напоминал предложения менеджмента РАО. Линия поведения Минэкономразвития вызвала возмущение не только у многих профессиональных энергетиков, но и в администрации президента. Оказалось, что представители министерства не включили в своей проект даже те поправки, на которых настаивали в администрации президента.
В результате Владимиром Путиным была создана при Госсовете специальная рабочая группа, которая, подключив к дискуссии экономистов и энергетиков всего спектра мнений, занялась разработкой единой программы реформирования электроэнергетики. Правительство же наняло специального международного консультанта - компанию "Артур Андерсен", которая должна была дать свои предложения кабинету министров по этому вопросу.
Однако Минэкономразвития, видимо, решило придерживаться своей изначальной тактики поведения. Несмотря на то что его представители, в том числе и министр Герман Греф, были привлечены к работе в группе Госсовета, министерство внесло на рассмотрение в правительство свой вариант преобразований, который, кстати, не в полной мере был поддержан даже нанятым международным консультантом.
На публичный скандал решилось отраслевое министерство - Минэнерго, которое в понедельник выступило с особой позицией по этому вопросу, о чем подробно писала "НГ" во вчерашнем номере. Непонимание встретила линия поведения Минэкономики и в Кремле. Кремлевские чиновники в приватных беседах указывали на то, что министерство добивается утверждения правительством в целом своей, отдельной позиции, тем самым фактически проигнорировав поручение президента о выработке единой общественной позиции по реформе электроэнергетики.
В плане правительства рассмотрение предложений Минэкономики поставлено на пятницу. Однако, возможно, кабинету министров придется внести некоторые коррективы. Вчера стало известно о том, что группа Кресса наконец одобрила концепцию реформирования электроэнергетики. По словам представителя миноритарных акционеров РАО "ЕЭС", члена группы Александра Браниса, в среду доклад будет направлен президенту.
Как сообщил Бранис, руководитель группы попросил ее членов воздержаться от комментариев относительно сути проекта концепции. Как стало известно из источников "НГ", в доклад предполагается внести некоторые коррективы. Однако большинство общих положений в документе сохранилось. Так, помимо статистических данных о состоянии электроэнергетики, набора всех представленных на обсуждение программ реформирования содержится и проект Единой государственной концепции реформирования электроэнергетики, выработанный в ходе многомесячной дискуссии. Именно этот документ должен лечь на стол президенту России Владимиру Путину и, как предполагается, стать основой государственной политики в этой важнейшей отрасли.
И хотя окончательный вариант документа собирались подготовить только ко вчерашнему вечеру, когда наш номер уже подписан в печать, предварительное ознакомление с основными положениями этого документа дает понять, почему идеи группы Кресса так не нравятся их оппонентам. В случае если президент одобрит именно эту программу, нынешний менеджмент РАО "ЕЭС" постепенно потеряет контроль практически над всем, чем он сейчас управляет.
Так, по предварительной информации, в ходе реформы предполагается создать Федеральную сетевую компанию (ФСК), в собственность которой будут переданы магистральные сети.
Причем в отличие от предложений менеджмента РАО, а также Минэкономразвития в собственность этой компании не попадут сети, находящиеся у АО-энерго. Структура собственности в ФСК будет такой же, как и в РАО "ЕЭС", - то есть около 52% акций отойдет государству, а остальное - нынешним миноритарным акционерам энергомонополии.
Остальное будет передано в управление специальному холдингу. При этом собственность также будет сохранена в той же пропорции за нынешними акционерами РАО.
После проведения подготовительного этапа реформ, включающего разработку законодательной базы, меры по оздоровлению отрасли, повышению ее эффективности и т.д., начнется либерализация рынка. Собственность будет разделена между нынешними акционерами РАО в тех же пропорциях. Точнее, между акционерами будет разделен пакет акций, которым будет владеть холдинг в региональных компаниях. В результате, по мысли авторов, фактически исчезнет такая монополия, как РАО "ЕЭС", и энергокомпании станут настолько независимыми, что государство будет лишь собственником сравнительно небольших пакетов в каждой из них.
Государство, по версии авторов документа, будет заинтересовано в укрупнении компаний отрасли для получения ими экономических преимуществ еще до выхода корпораций из холдинга. Единственным ограничением по слиянию, которое пока значится в программе группы Кресса, являются слова о нецелесообразности влияния вертикально-интегрированных компаний с находящимися на их территории обслуживания федеральными станциями. На базе же "Росэнергоатома" предлагается создать несколько генерирующих компаний.
Итак, уже сегодня президенту должен поступить окончательный вариант предложений рабочей группы Госсовета. С этого момента судьба реформ будет зависеть от того, какую позицию по поводу программ займут премьер-министр России Михаил Касьянов и президент страны Владимир Путин. Если правительство все-таки пойдет на одобрение варианта реформ по версии Минэкономразвития, то президент будет поставлен перед выбором между программами правительства и комиссии Госсовета. И оба этих варианта, даже без учета последствий реализации предложений той или иной стороны, содержат определенные политические риски. На одной чаше весов может оказаться вопрос об оценке работы правительства с президентом, а на другой - общественная поддержка реформ.