МЕТАМОРФОЗЫ российского политического пространства, связанные с новым курсом президента Путина и "проталкиванием" законопроекта "О политических партиях", придали дополнительный импульс процессу партстроительства. И пока правые и центристы ведут длительные закулисные дискуссии об условиях объединения, старейшие массовые партии, КПРФ и ЛДПР, разрабатывают новые методы сохранения политической конкурентоспособности.
В работе 12-го съезда приняли участие 915 делегатов из 87 субъектов Федерации. Перед заседанием ЛДПР организовала шествие по Тверской улице от Пушкинской площади до Дома союзов. Несмотря на непрекращающийся дождь, манифестанты, которых возглавил лично Владимир Жириновский (плохую погоду он оценил как элемент партийной борьбы), бодро промаршировали мимо оцепления под сине-желтыми лозунгами ЛДПР. Правда, к концу маршрута продрогшая от сильных порывов ветра толпа едва удерживала над головой призывы об укреплении силовых структур и необходимости остановить фашизм в России, а также предложения к США оставить в покое Ливию и прекратить блокаду Ирака.
Либеральные демократы начали заседание не только с традиционного исполнения государственного гимна: делегатов поприветствовал священник РПЦ, предсказавший "партии жить и развиваться" и пропевший перед вставшими членами ЛДПР "многая лета" лично Жириновскому и партии в целом. Поприветствовали гостей съезда представители дипкорпуса Йемена, Ливии, Кубы, КНДР и Кувейта, а потом делегатам зачитали телеграмму от Владимира Путина. Президент особо оценил участие партии в законотворческой работе и выразил надежду на дальнейшее "ответственное сотрудничество". Всю оргчасть съезда провели чрезвычайно быстро: по заранее согласованному списку секретариата, счетной и мандатной комиссий даже не голосовали, поскольку на грозный вопрос из громадного, занявшего всю сцену президиума: "Есть возражения?" зал упорно безмолвствовал.
Лидер партии Владимир Жириновский выступал спокойно, долго и без бумажки, с длинными экскурсами в историю России. Хотя доклад Жириновского должен был осветить новые задачи партии, нового в проекте очередной программы практически не было. Вновь лидер ЛДПР выступил против национального деления, предложив укрупнить субъекты Федерации и административные районы-воеводства, сократить их число до 30, а губернаторов назначать президентскими указами. Опять Жириновский предложил перейти к однопалатному парламенту, уравнять избирательные округа и сократить число депутатов. Возможно, решение придерживаться традиционных приоритетов вызвано тем подчеркнутым удовлетворением от политики президента как в области СМИ, так и в области госстроительства, которое настойчиво демонстрировал Владимир Жириновский. Кроме того, в своей двухгодичной программе действий либеральные демократы, настаивая на усилении роли государства в экономике, советуют президенту создать 19 крупнейших министерств и комитетов, которые будут контролировать все предприятия каждой из отраслей (вроде объединяющего производство и сбыт радиоактивных веществ, атомные электростанции, ЕЭС, "Газпром" и нефтяные компании Министерства энергетики). А для сохранения русского языка переименовать президента в председателя, а премьер-министра в первого министра. ЛДПР также считает необходимым объявить полную финансовую амнистию капиталов, да и в тюрьмах оставить только убийц и мошенников. Лидер ЛДПР также предложил воссоздать новый восточнославянский блок против НАТО.
Обсудил съезд и внутрипартийную ситуацию. Руководство ЛДПР приняло решение вновь начать отстраивать систему городских и районных парторганизаций за счет сокращенного в три раза центрального аппарата партии. Глава центрального аппарата Владимир Духанов заявил, что в "работе произошел спад", так что необходимо "очиститься от попутчиков". Выступления же остальных ораторов были посвящены одной и той же проблеме - несправедливым нападкам оппонентов на "яркую и гениальную личность" лидера партии. Несмотря на обещанные перемены, ЛДПР по-прежнему остается безусловно "вождистской" партией, когда лидер сам по себе весит с политической точки зрения столько же, сколько и вся партия. Не случайно рядовые делегаты в кулуарах любовно называли Владимира Вольфовича "папой". А сам Жириновский, наградив отдельных партийцев почетными грамотами, часами и денежными подарками, несколько раз добродушно объявил делегатам с трибуны, что лично встретится и поговорит с каждым из них и решит все их проблемы.