ВЧЕРАШНЯЯ пресс-конференция в гостинице "Рэдиссон-Славянская" была организована Фондом гражданских свобод, основанным предпринимателем Борисом Березовским в декабре прошлого года. Приоритетными направлениями для этой общественной организации стали поддержка институтов гражданского общества, защита прав заключенных, свободы печати, а также помощь русским общинам в ближнем зарубежье. На программу поддержки региональных правозащитных организаций Березовский выделил 10 млн. долларов, и теперь был обнародован список 165 российских организаций, удостоенных грантов фонда. По словам главы представительства фонда в России Павла Арсеньева, каждый из номинантов получит 15 тыс. долларов.
Правозащитники не скрывали удовлетворения, рассказывая журналистам об условиях, на которых перечислялись гранты. Западные благотворители, по их словам, обычно предъявляют весьма жесткие требования к форме составления заявок, а вот в фонде Березовского заявителей лишь спрашивали, кто они и чем занимаются. Тем не менее, по некоторым данным, известный правозащитник Сергей Григорьянц все же высказал сомнения в том, что правозащитники имеют право брать деньги у олигарха. Впрочем, его коллеги такого мнения не разделяют. Как и сам Борис Березовский, который участвовал в пресс-конференции при помощи видеомоста с Францией. По словам Березовского, он озаботился идеей создания фонда в день 10-летней годовщины со дня смерти Андрея Сахарова. Однако, судя по всему, и сам Березовский нуждается в поддержке российских правозащитников. Он рассматривает их как одну из составных частей формирования "конструктивной оппозиции". Предприниматель не исключает для себя возможности вернуться в Россию еще до конца этого года (хотя для президента считает себя "опасным"), особенно если получит гарантии, что не попадет в тюрьму. Тогда, по словам Бориса Абрамовича, он сможет вплотную заняться созданием новой политической партии. Тем более что, по мнению Березовского, пора воспользоваться ошибками власти, которая уже сделала все возможное для формирования социального слоя будущей партии на основе "независимых, либеральных, новых средних".
Сейчас Борис Абрамович готовит серию теоретических статей, в которых он намерен предложить обществу идею создания новой модели государства, когда субъекты делегируют часть своих полномочий Центру по собственному выбору (и в этом он поддерживает концепцию президента Татарстана Шаймиева, которую, правда, не читал). Рассуждая о своих возможных союзниках в деле партстроительства, Березовский обвинил "ЯБЛОКО" и СПС в том, что они так и не создали настоящей "идеологии либерального движения". Рынок, по его мнению, не может быть такой идеей. Досталось и Владимиру Гусинскому, который за "непрофессиональные действия" не сможет быть союзником для Березовского и останется только политическим единомышленником. Ностальгически вспомнив о процессе выбора преемника Ельцину, Березовский заметил, что "выбор был небогат - между Путиным и Примаковым" и он оказался в пользу Путина. Теперь Борис Абрамович высоко оценивает Евгения Примакова, поэтически сравнивая этих двух политиков как "скальпель" и "дубину" (последнее - о президенте). По мнению предпринимателя, нынешняя власть уже довольно четко обозначила авторитарный путь развития, который для России абсолютно неприемлем. Не обошлось и без советов Березовского по Чечне. Борис Абрамович напомнил, что у него есть собственный опыт разрешения чеченского кризиса, который он приобрел будучи заместителем секретаря Совета безопасности РФ. Рассуждения Березовского о политике несколько смутили устроителей пресс-конференции. По ее окончании правозащитники поспешили дистанцироваться от политических заявлений своего спонсора, объяснив журналистам, что они-то вполне могут сотрудничать с властью, а не оппонировать ей.