В ПОСЛАНИИ президента России Федеральному собранию не случайно говорилось и о проблемах образования как о сфере, в которую постоянно вовлечено более четверти населения страны и "где следует расширять действие экономических механизмов" наряду с другой важной задачей: "повысить доступность образования для учащихся из малообеспеченных семей". Поскольку наша исполнительная власть обычно увлекается выполнением какого-либо одного любимого тезиса вне контекста общего комплекса проблем (в данном случае есть опасность упрощенного понимания этого самого действия "экономических механизмов"), то хотелось бы остановиться на такой серьезнейшей проблеме, как доступность образования для широких слоев населения России. Именно от решения этой проблемы зависит будущее нашей страны на рынке ХХI века и ее конкурентоспособность - вот почему необходимо сегодня объективно взглянуть на реформы в области образования: куда они ведут страну?
Заметим, что финансирование образования из государственного бюджета в 1999 году по сравнению с 1991 годом сократилось на 48 процентов, то есть почти вдвое. Удельные расходы на одного учащегося школы снизились на 38 процентов. По официальным данным Министерства образования, потребность в финансовых средствах образовательных учреждений обеспечивается из бюджетных источников менее чем на четверть - хотя только при условии обеспечения "прожиточного минимума" для школы можно спрашивать с нее качественное образование, в том числе и выполнение образовательных стандартов.
За последнее время образовательная система неоднократно реформировалась. Сейчас активно обсуждается переход к 12-летнему школьному образованию, что сделает высшее образование еще более недоступным для малообеспеченных слоев населения - и таким образом для большинства россиян. Закон "Об образовании", гарантирующий получение полного среднего образования, останется декларацией. Переход на "12-летку" противоречит и проекту Национальной доктрины образования в РФ, в котором также говорится об "обеспечении общедоступного и бесплатного среднего (полного) общего образования, включая возможность выбора основных профилей обучения". Если учесть, что в старшие классы, как правило, попадают те, кто собирается поступать в вузы (а это не больше четверти выпускников 9-летки), то с введением 12-летнего среднего образования школа окончательно превратится в средство социальной селекции - остальным не видать не только высшего, но и среднего образования.
Коммерциализация обучения идет сегодня полным ходом - и это подается общественному мнению как вполне "естественное" явление рыночной экономики. В одном из своих интервью министр образования РФ Владимир Филиппов так и заявил: "Надо исходить из того, что бюджетное обеспечение школы и профобразования может быть достаточным только при развитом капитализме или при развитом социализме. Наша принципиальная позиция - не ждать у моря погоды, а действовать. Действовать и побуждать руководителей образовательных учреждений к действию всеми возможными способами".
Таким образом, инициатива коммерциализации образования исходит от самого Министерства образования, которое призвано заботиться как раз об общедоступности обучения.
Сторонники платных школ и вузов ссылаются, как правило, на зарубежный опыт. Между тем мировая практика свидетельствует, что на внебюджетные источники приходится не более 10-15 процентов в финансировании системы образования. Так, в элитных частных школах Великобритании в 1980 году обучались 8,2 процента школьников - и эту ситуацию британские социологи охарактеризовали как "сохраняющую классовые различия". В Европе, где давно существует рыночная экономика, 98 процентов студентов учатся в ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗАХ! Даже в США с их самой коммерциализированной системой образования 77 процентов студентов тоже обучаются в государственных вузах. Так о какой "рыночной экономике" в сфере образования нам постоянно толкуют - и с какой целью? В России план охвата платным образованием даже в государственных вузах уже переходит за 50 процентов(!) - мы здесь впереди планеты всей, но это сомнительный комплимент, так как высокая степень коммерции по-российски отнюдь не означает высокого качества образования.
В марте в Москве прошла международная выставка под многообещающим названием "Образование и карьера". Как выяснилось, продекларированные перспективы обучения в лучших школах и вузах России и за рубежом крайне туманны, а многим вообще недоступны. Представленная на выставке школа Натальи Нестеровой, претендующая на высокий статус (считается, что эта школа дает качественное современное образование), обходится родителям одного ребенка ежегодно в 5 тысяч долларов! Большинство российских семей не могут позволить себе такую роскошь - и, следовательно, будущее таких детей заранее определено: они обречены на маргинальное положение в условиях современного общества высоких технологий.
Введение платы за обучение привело к тому, что определенный социальный статус закрепляется за ребенком с самого детства. Дети из малообеспеченных семей лишены будущего независимо от их талантов и способностей. Статистика свидетельствует о том, что из элитных гимназий, лицеев и спецшкол в престижные вузы поступают 85,2 процента выпускников, тогда как доля выпускников из массовых школ составляет только 6,5 процента.
Анализ нововведений последних лет в системе школьного образования приводит к выводу, что дифференциация детей не по уровню развития, а по социальному положению - закрепившаяся сегодня практика. Критерием способностей считается социальный статус и материальное положение родителей, особенно тех, кто может себе позволить нанимать частных преподавателей, репетиторов, покупать дорогостоящие учебники. Другие дети попадают в классы профориентации, трудовой подготовки, "педагогической поддержки" и т.д.
Результаты последних реформ в области образования ярко проявляют данные отсева из общеобразовательных школ: за десять перестроечных лет (с 1985 по 1995 год) число девятиклассников, покинувших школу, выросло в 3 раза, восьмиклассников - в 5 раз, семиклассников - в 8 раз. Самое опасное в том, что школа, нарушая законодательство, спокойно выставляет за свои двери подростков младше 14 лет. Отсюда - рост подростковой преступности и наркомании (которая значительно "помолодела" - специалисты говорят уже о детской наркозависимости): таким образом, мы сами лишаем себя будущего, лишая образования наших детей.
Зададим себе главный вопрос: сможет ли Россия (которая за последние годы стремительно становится малограмотной страной) выдержать конкуренцию с другими государствами в ХХI веке, если половина наших детей лишена возможности учиться даже в старших классах средней школы? Исследования, проведенные в 1999 году в Татарстане, подтверждают, что около 83 процентов детей из рабочих семей хотели бы продолжить учебу в вузах, но при этом лишь 7 процентов опрошенных из разных социальных групп подтвердили возможность своей семьи оплатить обучение в вузе. Если эти данные характеризуют еще относительно благополучный регион России, то общую картину российский читатель сам составит без особого труда.
Образование - это наш вклад в будущее, который прежде всего выгоден самому государству. Образование в России до недавнего времени подразумевало и процесс воспитания - по крайней мере такова традиция российской школы. Но в "демократической" России детей с самого раннего детства стали готовить к тому, что Россия для них - только перевалочный пункт на пути к счастью, богатству и комфортной жизни. Понятие родины, которое с комфортом часто никак не связано, всячески выбивается из голов юного поколения. Безусловно, широкие контакты и разностороннее образование важны для молодых как важная ступень развития и информированности о мире, но если молодежь любой страны не связывает свое будущее со своей страной - это катастрофа прежде всего для страны. Сегодня через сеть Интернет готовится к запуску глобальный американский проект, благодаря которому наиболее продвинутая молодежь в разных странах мира - и прежде всего в России - сможет получать образование (следовательно, и ненавязчиво поданное "воспитание") в соответствии с американскими стандартами и американской жизненной философией, после чего вопрос с молодым поколением России будет "окончательно" решен. Кто-то может возразить, что электронная образовательная экспансия нашей стране пока не грозит - Интернет слишком мало распространен и пока это дорогое удовольствие. Однако за шесть лет (с 1994 по 2001 год) количество пользователей всемирной сети с нулевой отметки достигло 7 миллионов, а это 5 процентов населения России. Интернет-образование - это объективная реальность, такая же, как и интернет-экспансия, которой подвергнется самая образованная и продвинутая часть общества. Однако у нас в стране пока об этом не думают - хотя, например, Китай уже разрабатывает собственные программы по интернет-образованию. Сможет ли Россия в ближайшее время стать активным игроком в ХХI веке, отстаивающим свои национальные интересы и свое будущее, - это, к сожалению, риторический вопрос. Ибо парадоксальным образом "реформы" в российском образовании сделали Россию малограмотной страной.