СКОРЕЕ всего примерно в середине мая в Государственную Думу от президента официально поступят законопроекты, составляющие так называемый пакет по судебной реформе.
В судебном пакете есть один документ, который должен финансово обеспечить все законодательные нововведения, - это федеральная целевая программа развития судебной системы. Судя по бюджетному посланию Владимира Путина, такая программа должна получить в 2002 году приоритетное финансирование. Программа же рассчитана до 2006 года и предусматривает выделение 43 миллиардов рублей, значительная часть которых пойдет на увеличение заработной платы. Как заявил замруководителя администрации президента Дмитрий Козак, жалованье судей должно вырасти до суммы, эквивалентной примерно 1000 долларов, то есть вернуться к той величине, которая была до августа 1998 года. Козак сообщил, что по сравнению с затратами на зарплату стоимость, например, повсеместного введения суда присяжных уже с начала следующего года стоит совсем немного - всего 111 миллионов рублей. Федеральная целевая программа предполагает и выравнивание зарплат следователям разных ведомств, чтобы нынешняя ситуация, когда работники, служащие в прокурорской системе, получают примерно в 2,7 раза больше, чем их коллеги из МВД, ФСБ или Налоговой полиции.
Увеличение зарплаты должно подсластить ту горькую пилюлю, которая готовится для судейского корпуса в концепции судебной реформы. Речь идет о ряде поправок к закону о статусе судей, в случае одобрения которых в стране через некоторое время не станет судебных работников старше 65 лет, а председатели судов и их заместители будут время от времени меняться, а не занимать свои должности фактически пожизненно. Впрочем, никаких резких изменений в возрастном и должностном раскладе внутри судейского корпуса все-таки не произойдет - проект закона предусматривает вполне щадящий переходный период. Довольно любопытным станет и статус неприкосновенности судьи. Его можно будет привлечь к уголовной ответственности через суд - естественно, вышестоящий. Что же касается оперативных мероприятий в отношении судей, то их, возможно, разрешат проводить в обычном порядке, как в отношении обычных граждан.
Самой обсуждаемой и осуждаемой частью разворачивающейся судебной реформы, как известно, являются те поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, которые приводят его в соответствие с действующей Конституцией и многочисленными решениями Конституционного суда. Речь идет об аресте, обыске и других процессуальных действиях только с санкции суда, а не прокуратуры, как в настоящее время. Концепция судебной реформы предполагает, что данное правило станет действовать с 1 января 2004 года. Вполне возможно также, что в это же время начнет работать и так называемая Федеральная служба расследований, против появления которой, впрочем, солидарно выступают все российские правоохранительные органы. Они пока еще не согласны с тем, чтобы оперативные службы, следовательский аппарат, государственное обвинение в лице прокуратуры и, наконец, суды представляли собой абсолютно автономные структуры.