ТО, ЧТО ИМЕННО экономика определяет перспективы развития государства, в том числе его безопасность, - факт очевидный. Развитие же экономики напрямую зависит от степени интеграции страны в мировую хозяйственную систему, что особенно важно в условиях глобализации. И сегодня по сути дела решается вопрос, сможет ли Россия стать полноправным субъектом цивилизованного мира, обеспечив себе надежные каналы получения финансовых и технологических ресурсов и рынки сбыта собственных товаров. Проблема эта хоть и непростая, но выполнимая. Для этого необходимо не только привлекать в национальную экономику иностранных инвесторов, не только подключать российские компании к крупным транснациональным проектам, но и продвигать на мировые рынки нашу конкурентоспособную продукцию, решительно противодействуя дискриминации отечественного производителя за рубежом. Собственно, именно такую цель и поставил президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию, заявив, в частности, что "мы должны учиться защищать экономический интерес государства в целом, российского предприятия и российского гражданина".
Российский бизнес прекрасно понимает, что, сотрудничая с нашей страной, с ней никто не собирается "нянчиться". Ведь конкуренция - это неизбежное явление, постоянная и напряженная борьба за место под солнцем. Однако, приветствуя конкуренцию на словах, Запад на самом деле не очень-то любит конкурентов. Особенно это касается американских "акул" бизнеса и политики. Так, например, когда Россия решила продать госпакет акций "ЛУКОЙЛа" на Нью-Йоркской бирже, влиятельный американский сенатор, председатель комиссии по иностранным делам Джесси Хелмс, обратился в комиссию по ценным бумагам и биржам США со специальным письмом, в котором предложил отказать российской компании.
Еще один пример. Американская корпорация "Юнайтед Технолоджи Корпорейшн" в последние годы стала одним из крупнейших инвесторов в российскую экономику, купив крупные пакеты акций ряда предприятий авиакосмической отрасли - в том числе Пермского моторного завода. Причем в Пермь эта корпорация пришла с обещанием доработки весьма перспективного авиадвигателя ПС-90, чтобы наладить его продажу на мировом рынке. Были определены объемы инвестиций - 125 млн. долл. Однако время идет, а реализация проекта даже не началась. Вместо этого на Пермском заводе налаживается дешевое производство комплектующих для двигателей компании "Прэт энд витни", входящей в американскую корпорацию. И теперь пермяки все увереннее говорят о том, что "американцы пришли к нам лишь для того, чтобы сдержать развитие конкурента".
Проблема взаимоотношений российского и мирового бизнеса становится особенно актуальной ввиду нынешней активизации переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). На днях это стало поводом для серьезного разговора на Совете по предпринимательству при правительстве РФ. Главные экономические опасения, разумеется, были связаны с проблемой конкурентоспособности российских предприятий после присоединения к ВТО и, как следствие, открытия внутреннего рынка страны. Глава ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" Каха Бендукидзе, например, считает, что наши предприятия в некоторых секторах экономики могут не выдержать конкуренции. Опасения действительно небезосновательные. В связи с этим гендиректор "Русского алюминия" Олег Дерипаска и глава холдинга "Интеррос" Владимир Потанин предложили правительству сформулировать "промышленную стратегию" на ближайшие 10 лет, определив в ней, какие отрасли российской экономики уже готовы к конкуренции на мировом рынке, а какие нуждаются в протекционистских мерах. Премьер Михаил Касьянов, в свою очередь, попросил бизнес-сообщество представить в правительство более конкретные предложения на сей счет для их детального обсуждения. Работа над этим уже началась, и теперь очень важно не "заболтать" саму проблему, ведь без серьезной государственной поддержки даже конкурентоспособные направления отечественного бизнеса могут столкнуться с непреодолимыми преградами.
Между тем в мировой практике такого рода государственный протекционизм получил самое широкое развитие. Например, в США - стране, которая отличается наиболее болезненным отношением к проблеме монополизма,- была чуть ли не на ура воспринята идея объединения алюминиевых компаний "Алкоа" и "Рейнолдс", после чего новая компания будет производить практически весь первичный алюминий США и 22% мирового объема. И, напротив, с большим предубеждением американцы встретили новость о создании в России группы "Сибирский алюминий", хотя она контролирует лишь 75% производства первичного алюминия в России и не более 10% в мире. Разумеется, западных бизнесменов весьма обеспокоила новость, что недавно состоялась передача в управление "Русского алюминия" сроком на 25 лет гвинейской государственной компании "Общество бокситов Киндии". Наш бизнес получил право восстанавливать, эксплуатировать и расширять бокситовые месторождения Гвинеи и участвовать в ряде производств в этой африканской республике.
Беспокойство в первую очередь вызвано тем, что в перспективе российская компания, уже приобретающая признаки транснациональной корпорации, сможет заняться и освоением своих отечественных месторождений, разработка которых сегодня заморожена из-за отсутствия очень крупных инвестиций. Самым перспективным считается Средне-Тиманское месторождение, запасы которого оцениваются в 280 млн. тонн. При нынешних объемах производства алюминия в России (3 млн. тонн в год) этого хватит на тридцать лет. Однако его освоение требует капиталовложений объемом не менее 2 млрд. долл. Естественно, ни у государства, ни у каких-то частных российских компаний таких денег пока нет. Но они появятся, если развитие "Русского алюминия" пойдет достаточно быстрыми темпами.
В свою очередь, это повлечет за собой бурное развитие других отраслей экономики, ведь алюминий является базовой отраслью и для авиационной, и для автомобильной, и для пищевой промышленности. Так, российские бизнесмены, освоив выпуск упаковки на основе фольги, вышли недавно на уровень 12% европейского рынка. И немедленно получили антидемпинговую процедуру, потому что конкуренты, давно занимающиеся упаковкой пищевых товаров, посчитали, что уже через два года Россия может получить 40% этого рынка, потеснив западные компании.
Да, условия конкуренции сегодня очень жесткие. Только сильные компании могут пробиться на внешний рынок и удержаться в нем. Российский бизнес уже достаточно силен и опытен для того, чтобы не отдать западным конкурентам рынок СНГ и побороться за рынок сырья, который в свое время был разработан Советским Союзом и остался в Африке, на Ямайке, в Гвинее, в Австралии. Но без целенаправленной государственной поддержки сегодня не обойтись, потому что борьба за место под солнцем становится все более враждебной по отношению к России. Уже дошло до того, что на днях крупнейшие лоббистские организации США - Американская торговая палата и Американо-российский деловой совет - направили в администрацию Джорджа Буша специальное послание, в котором призвали нового президента США "не применять в экономическом сотрудничестве России и США инструменты внешней политики". Уж если даже американцы начали испытывать опасения по этому поводу, то нашему правительству сам бог велел позаботиться об отечественном бизнесе.