ГОССОВЕТОВСКИЙ вариант реформирования электроэнергетики почти готов. Предполагалось, что доклад рабочей группы должен был оказаться на столе у президента еще к минувшему понедельнику, однако споры вокруг концепции затянулись. Возглавляющий энергетические изыскания президиума Госсовета томский губернатор Виктор Кресс неожиданно попал в больницу и попросил президента перенести отчетный срок на неделю. Видимо, в итоге именно так и получится. Как утверждают в Кремле, концепция будет представлена в начале следующей недели. Весьма вероятно, что по отдельным вопросам компромисс найти так и не удастся, в чем убеждает многостраничное приложение к основному докладу с 13 альтернативными концепциями.
Два увесистых тома доклада госсоветовцев существенно отличаются от изначальных предложений главы РАО "ЕЭС" Анатолия Чубайса. На проведение энергетической реформы концепция отводит 8-9 лет. Как уже писала "НГ", проект госсоветовского доклада допускает существование в рамках АО-энерго вертикальной интеграции, то есть единого комплекса генерации, сетей и сбыта, против чего в свое время резко выступал Чубайс. Магистральные сети, соединяющие региональные системы, предполагается передать в федеральную сетевую компанию. Сейчас идет спор о том, должна ли она быть на 100% государственной, как, скажем, "Транснефть", или стать "дочкой" РАО "ЕЭС". Напомним, что в первых редакциях чубайсовской программы все относительно мощные сети должны были оказаться в собственности РАО. Скорее всего в федеральную компанию войдут и высоковольтные региональные сети АО-энерго, однако произойдет это не раньше, чем через два года.
Другой спорный момент - как будет выглядеть РАО "ЕЭС" в результате реформ. По одному из вариантов, акционеры энергомонополии должны получить акции АО-энерго пропорционально своему представительству в РАО. Однако, как утверждают источники в госсоветовской группе, этот вариант сейчас не пользуется особой поддержкой разработчиков. Более предпочтительный вариант - сокращение влияния государства в региональной энергетике в обмен, к примеру, на контроль над создающейся сетевой компанией.
Что касается приватизации АО-энерго, то пока непонятно, кто будет контролировать этот процесс. В частности, кто будет оценивать активы и отслеживать, куда пойдут вырученные от приватизации средства. К примеру, для решения вопроса о продаже гидроэлектростанций, доля которых в РАО составляет менее 10%, формально сейчас даже не требуется согласие совета директоров, что принципиально не устраивает государство. В качестве контрольного органа по реформированию предполагается создать специальное агентство, однако кто будет курировать его деятельность, пока неясно.
Другой важный вопрос, кто будет осуществлять тарифное регулирование, тем более что в результате реформирования цены на электроэнергию должны заметно вырасти. Например, неудачная зима в Приморье заставила Анатолия Чубайса написать письмо с просьбой повысить тарифы на Дальнем Востоке чуть ли не в два раза. Сейчас тарифными вопросами занимаются Федеральная энергетическая комиссия и ее региональные подразделения, которые никак не зависят от Центра. В ходе реформирования предполагается создать единый орган тарифного регулирования, который должен будет координировать тарифы на различных уровнях.
Окончательный вариант энергетической реформы должен быть скомпонован к середине мая. Этим займется правительство, точнее Минэкономразвития, которому предстоит переписать собственную концепцию с учетом госсоветовских рекомендаций. Правда, на сегодняшний день предложения министерства куда ближе к предложениям Анатолия Чубайса, нежели к рекомендациям губернаторов. Однако в Кремле утверждают, что прислушаться к президентским рекомендациям правительству в итоге придется. Если, конечно, у Минэкономразвития не возникнет соблазна, как и в декабре прошлого года, по-своему истолковать пожелания главы государства.