ОДНОЙ из главных целей поездки президента Владимира Путина в Чечню было ознакомление с ситуацией, связанной с выплатой военнослужащим, участвующим в контртеррористической операции, "боевых".
Собственно, глава государства об этом сказал сам, назвав задержки с выплатами "возмутительными", однако он не стал концентрировать внимание на том, что эта проблема в "силовой" части общего процесса урегулирования сейчас приняла угрожающий характер. По данным источников "НГ" в Минобороны, отток среди контрактников в Чечне постепенно принимает массовый характер, и это обстоятельство было доведено до сведения президента РФ. Проводя в понедельник, уже по возвращении из Чечни, совещание с руководителями правительства и министрами силового и экономического блоков, Владимир Путин пытался разобраться в том, какое ведомство и кто конкретно виновен в задержках, но, судя по всему, у него это не получилось, и он предложил собраться позже и сказал министрам, что они "должны быть готовы отчитаться, как идет эта работа".
Между тем заместитель начальника Генштаба ВС РФ Владислав Путилин заявил, что многие из контрактников, которые ранее подписывали обязательства по несению службы в Чечне, недовольны новым порядком выплаты "боевых", согласно которому эти деньги, составляющие от 850 до 950 рублей в сутки, будут выплачиваться весьма небольшому количеству людей. Он пояснил, что прерогатива определения, за что могут быть выплачены "боевые" деньги, принадлежит руководителю контртеррористической операции в Чечне, то есть директору ФСБ Николаю Патрушеву.
Говоря о других политических результатах поездки президента в Чечню, глава администрации республики Ахмат Кадыров отметил, что приезд главы государства положил конец слухам о возможном захвате боевиками крупных городов и повторении августа 1996 года. В то же время существует и другой важный итог. Путин посетил высоту "776", где чуть больше года назад в неравном бою с экстремистами погибли 84 псковских десантника, возложил там цветы к памятнику павшим и побывал в районе горного селения Хатуни. Не говоря уже о том, что поездка по горным районам Чечни, где до сих пор действуют наиболее крупные формирования боевиков и куда отважится поехать не каждый военачальник, сама по себе опасна, президент, таким образом, ответил на призывы разделить Чечню и обнести ее горную часть колючей проволокой.
В остальном глава государства остался доволен своей поездкой. Он выразил удовлетворение тем, как выполняют боевые задачи в Чечне федеральные силы. Сокращение избыточного контингента федеральных войск, по его словам, будет происходить в процессе увеличения роста возможностей правоохранительных органов. В любом случае, заверил глава государства, Россия будет иметь в Чечне столько войск, сколько ей нужно. Путин остался удовлетворен и тем, как обустроилась в Чечне 42-я дивизия. За это он поблагодарил руководство Генштаба и бывшего министра обороны Игоря Сергеева.
Кроме того, на военной базе в Ханкале президент провел совещание с руководством республики и главами районных администраций. На нем обсуждались действия федеральных войск, проблемы социально-экономической сферы, общественно-политическая обстановка в республике. Основной задачей в экономической части восстановления хозяйства Чечни, по словам Путина, является налаживание взаимодействия между вооруженными силами, федеральными органами власти и местным руководством. Местные руководители в беседе с президентом одобрили решение о частичном выводе войск, высказались за дальнейшее усиление структур МВД в республике и подняли вопрос борьбы с ваххабизмом. Обсуждалась также тема возвращения домой чеченских беженцев из Ингушетии.
Однако Путину пришлось выслушать и серьезные критические замечания, которые, впрочем, не являются новостью. Так, мэр Шали Муса Дакаев заявил, что работа по ликвидации лидеров боевиков ведется не на должном уровне и на воле остаются те главари, о местонахождении которых правоохранительные органы не могут не знать.