ВСЕ ХРИСТИАНЕ в мире с нетерпением ждут Пасху, праздник Светлого Воскресения Христова. В этом году, так же как и 20 лет назад, снова совпали даты православной и католической Пасхи. Как известно, непризнание Православной Церковью григорианского календаря имеет своим следствием несовпадение большинства церковных праздников этих двух главных конфессий. И только праздник Пасхи не часто, но все-таки совпадает у православных с католиками и протестантами. Так будет и в это воскресенье - 15 апреля.
Для многих церковных деятелей это совпадение стало лишним поводом к попытке устранения календарных разногласий. Весь год по данному поводу шли религиозные дебаты на разных уровнях. Но межконфессиональное календарное единство достигнуто так и не было.
Принцип определения дня Пасхи был установлен еще в 325 году: праздник назначается на первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия.
Однако в XVI веке Католическая и Православная Церкви стали придерживаться разных календарей, из-за чего и происходит несовпадение даты важнейшего христианского праздника. Католики и протестанты придерживаются григорианского календаря, в то время как православные используют более старый - юлианский. Разница между ними составляет 13 дней.
По вычислениям западных Церквей, Пасха ежегодно приходится на промежуток между 22 марта и 25 апреля, тогда как согласно восточным пасхалиям этот промежуток охватывает период с 4 апреля по 8 мая. В этом году по обоим календарям равноденствие приходится на один и тот же день так же, как и полнолуние.
Представители различных христианских конфессий давно уже раздумывают над тем, как устранить расхождение в календарях, чтобы регулярно праздновать Пасху в один и тот же день по всему миру. Еще в 1975 году Римско-Католическая Церковь предлагала назначить Пасху на воскресенье, следующее после второй субботы апреля. Однако с этим предложением согласились далеко не все христианские Церкви. Например, Дагмар Хеллер, представитель немецкой Евангелической Церкви, считает, что "для ряда православных стран календарь так тесно связан с местными традициями, что подобные перемены невозможны".
Таким образом, соглашение пока не достигнуто, но новые переговоры по этому поводу решено провести через 20 лет.
Как говорится в заявлении Всемирного Совета Церквей, проблема несовпадения пасхальных праздников особенно остро стоит там, где христиане составляют религиозное меньшинство, как, например, на Ближнем Востоке.
Единственной страной мира, где этот вопрос решен, является Финляндия, где небольшое православное меньшинство еще в 1920-х годах получило дозволение справлять Пасху по григорианскому календарю. Стоит отметить также, что не все протестантские Церкви встречают Пасху по григорианскому календарю. Так, многие протестантские конфессии, ставшие для России традиционными, в частности Церковь евангельских христиан-баптистов, отмечают ее одновременно с православными. Но, как ни странно, несмотря на свою приверженность экуменизму, Папа Римский Иоанн Павел II отнюдь не стремился встречать первую Пасху нового тысячелетия вместе с восточными Церквами. Его желание иметь в этом году свой праздник вылилось в обращение, где понтифик призвал перенести Пасху на другой день. Однако его предложение не получило должной поддержки у католиков.
В России же стоило главе ОВЦС митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу заявить, что "он рад, что католическая и православная Пасхи совпадают", как на него обрушился такой вал критики, что митрополит вынужден был оправдываться от очередных обвинений в экуменизме.
Все это, как и многое другое, отражает то, что между Русской Православной и Римско-Католической Церквами остается большое количество нерешенных проблем, что влечет за собой некоторую напряженность в отношениях.
Недавно в интервью итальянскому журналу "Христианская семья" Патриарх Алексий II сказал, что для улучшения отношений между обеими Церквами "необходимо окончательно решить две проблемы, о которых всегда приходится говорить, когда речь идет о взаимоотношениях между нашими Церквами, - ситуации конфликта между православными и греко-католиками на Западной Украине и католического прозелитизма на канонической территории". В том же интервью он пожелал читателям журнала "мира, радости, духовного возрастания, помощи Божией в добрых делах".
В связи с наступающей Пасхой хотелось бы отметить еще и то, что в результате нового витка конфликта на Ближнем Востоке впервые за долгие годы предпасхальная неделя проходит практически при полном отсутствии паломников. Гостиницы в Иерусалиме и его окрестностях заполнены против обыкновения всего на 15%. Все богослужения проходят при усиленных мерах безопасности. Примечателен тот факт, что большинство палестинских христиан не смогут принять участие в паломничестве к иерусалимским святыням, в частности храму Гроба Господня, из-за продолжающейся блокады палестинских территорий.
В России полным ходом идет подготовка к празднику. Не в последнюю очередь связано с пасхальными традициями оживление в некоторых областях пищевой промышленности. Департамент потребительского рынка и услуг столицы сообщил, что в Москву в первой половине апреля к Пасхе планируется завезти 53 млн. яиц. Это на 1,2 млн. больше, чем в начале апреля прошлого года. За неделю до праздника началась выпечка куличей. Крупные хлебозаводы столицы планируют выпустить 650-700 тонн куличей весом от 300 г до 1 кг. Производством куличей будут заниматься также рестораны, кафе и столовые. Они смогут произвести около 700 тыс. штук куличей весом от 100 г до 2 кг.
Готовятся к празднику и власти. Во многих российских крупных городах на время Пасхи продляется время хождения общественного транспорта, вводятся и другие меры для удобства верующих.
К празднику будет приурочена предстоящая выставка пасхальных даров в Историческом музее из личной коллекции Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, которая откроется 17 апреля. В ней будут представлены многочисленные подарки Патриарху Алексию II, большинство из них представляет собой большую культурную и историческую ценность. Так, большая часть старинных пасхальных яиц - это изделия Императорского фарфорового завода. Среди них есть экспонаты с вензелями императрицы Марии Федоровны, а также недавно причисленных к лику святых последнего российского императора Николая II, его супруги Александры Федоровны и цесаревича Алексия. Привлекает внимание деревянное пасхальное яйцо с образом преп. Серафима Саровского, сделанное в 1903 году - году прославления великого старца.
В Великую субботу в 11 часов вечера Патриарх совершит полунощницу, крестный ход, Пасхальную утреню и Божественную литургию в кафедральном соборном храме Христа Спасителя. А в саму Пасху предстоятель РПЦ в том же храме совершит Великую Пасхальную вечерню. По всей стране в церквах, костелах, кирхах и молельных домах будут идти праздничные богослужения, в которых примут участие все российские христиане. Патриарх Алексий II подчеркнул в своем пасхальном послании, что "нынешняя Пасха Христова - первая в новом веке и в новом тысячелетии и знаменательно, что весь христианский мир празднует ее вместе, в один день".