СТРОИТЕЛЬСТВО трехпартийной политической системы, о которой в Кремле долго говорили как о некоем идеале общественного устройства, приблизилось к реальности на один шаг. Им, без сомнения, является заявление лидеров партии "Единство" и движения "Отечество" Сергея Шойгу и Юрия Лужкова о создании в ближайшее время единой организации. Как известно, этот "ЕдиОт" должен родиться поздней осенью этого года, когда Госдума, судя по всему, уже одобрит проект закона о политических партиях, а он, в свою очередь, даст государству дополнительные возможности для "правильного" влияния на партийную жизнь в России.
Суть концепции строительства трехпартийной системы достаточна проста. Во-первых, она предполагает наличие в стране мощной партии власти, которая должна по определению занимать центристские позиции и стать главной опорой политической системы. Оппозиция, конечно же, предусматривается, но ее задачи и место будут совсем другими, чем у обычной оппозиции в любой западноевропейской стране. Оппозиция не должна будет выигрывать на очередных выборах, тем самым давая стране возможность попробовать другого курса, потому что этим будет заниматься сама же партия власти, состав которой, видимо, будет периодически обновляться по усмотрению Кремля. Таким образом, партия власти сама по себе властью являться не будет.
Если же вернуться к оппозиционным политическим силам, то они должны располагаться на двух противоположных флангах - левом и правом. Левые, как считают в Кремле, должны существовать, но в значительно маргинализированном виде. Их задачей должно быть следующее: с одной стороны, показывать, что откат страны назад - в коммунистическое прошлое - уже невозможен, а с другой - оттенять сбалансированную политику властей своими радикальными предложениями. Правая же оппозиция, судя по всему, также получает свое особое поручение: во-первых, подталкивать воображение властей в деле экономического и социального реформирования государства и общества, а во-вторых, демонстрировать Западу тот факт, что в стране все в порядке с демократией и либеральными ценностями.
На практике стремление к построению подобной модели пока выливается в действия, умело направляемые из Кремля. Появление "ЕдиОта" скорее всего откроет дорогу полномасштабной реструктуризации партии власти, о необходимости которой давно поговаривают в высоких кабинетах. Нынешнее "Единство" при всем желании ее лидеров и активистов не может претендовать на место мощного политического центра. Существующее "Единство" создавалось в авральном режиме перед думскими выборами 1999 г., туда записывались все без разбору, поскольку более или менее известные политические фигуры к тому времени уже были разобраны другими движениями. Но потом были выборы Владимира Путина в президенты и всеобщее понимание, что в Кремле он обосновался всерьез и надолго. Поэтому теперь претендентов на участие в новой партии власти имеется более чем достаточно, так что проблема прежде всего состоит в том, как правильно расставить их по предназначенным им местам. Поглощение же "Единством" лужковской структуры дает повод как для всеобщей модернизации партии власти, так и для решения, например, такой частной, но все-таки важной проблемы, как выбор для нее подходящего лидера. По сведениям из достоверных источников в президентской администрации, там уже фактически решено, что г-ну Шойгу не стоит совмещать министерскую должность с политической, а стало быть, руководить "ЕдиОтом" должен другой, которого сейчас срочно разыскивают. Направления этого поиска источники в администрации, правда, уточнить отказались.
Но поскольку президент скорее всего лидером партии власти быть не может, то в соответствии с трехпартийной концепцией наиболее логичным было бы поставить во главе ее приводного механизма премьер-министра. Кстати говоря, в таком случае предполагаемое периодическое обновление партии власти вполне естественно могло бы привязываться к смене главы правительства президентом.
Кроме выращивания "ЕдиОта" перед Кремлем сейчас встает практическая задача по маргинализации КПРФ и ее союзников, что, впрочем, не является таким уже фантастическим проектом, поскольку эта партия в силу своих конструктивных недоработок сама неуклонно следует по данному пути. Гораздо более интересной является ситуация в правом лагере, который сейчас одновременно является и естественным союзником власти, и чуть ли не самым главным ее врагом.
По идее правые должны очистить свои ряды от "антигосударственного", правозащитного элемента и стать для власти своего рода экспертным центром и витриной демократии для внешнего мира. Таким образом, очевидно, что для партии "ЯБЛОКО" места на правом фланге в Кремле не отводят. В самом "ЯБЛОКЕ" это, кажется, довольно хорошо понимают и намерены оказывать сопротивление - правда, по сценарию "Варяга", когда "последний парад наступает" и "пощады никто не желает". Этим настроением, кстати, вполне возможно, и объясняются столь радикальные действия "явлинцев" в скандале вокруг НТВ. Что же касается СПС, то часть его лидеров, судя по всему, готова принять подобные правила игры, но все-таки пытается отстоять для своей организации хотя бы какое-то подобие свободы маневра.
Скорее всего именно для обеспечения последней из-под пера самых отъявленных демократов, занимающихся преобразованием рыхлого предвыборного блока в компактную партию, в последнее время вышло несколько документов, которым бы, наверное, позавидовал даже Владимир Ленин - этот теоретик принципа демократического централизма. По имеющейся у корреспондента "НГ" информации, первоначальный проект устава партии СПС предполагал, что в ней должны быть установлены жесткие дисциплина и иерархия, когда любые решения руководства выполнялись бы беспрекословно. Параллельно с проектом устава в правые партийные массы был заброшен и некий "Кодекс члена СПС", который позже был переименован в кодекс политической ответственности и несколько потерял в радикализме. А первоначально он предполагал, что за любые разногласия с линией партийного руководства упорствующий в своем мнении партиец будет изгоняться или из самого СПС, или из его правящих структур. Вне всякого сомнения, принципы жесткого руководства партией - конечно, в том случае, если они в том или ином виде будут утверждены учредительным съездом нового "Союза правых сил", - действительно помогут ее будущим лидерам довольно быстро направлять СПС туда, куда в данный политический момент будет необходимо и, таким образом, вполне возможно, позволят им балансировать между полной сервильностью перед Кремлем и резким оппонированием ему же. Заметим, правда, что в том случае, если в будущем СПС влияние Сергея Кириенко сохранится даже в той мере, в которой оно существует сейчас, то о какой-то даже видимой самостоятельности этой партии можно будет забыть.
Если же вернуться к созданию "ЕдиОта", то можно отметить, что хотя его перспективы и конфигурация пока не совсем ясны, один факт уже можно считать свершившимся - политическая карьера Юрия Лужкова, без сомнения, закончилась. Московский мэр, судя по всему, обменял ее на собственное и своего окружения спокойствие. То есть охота на столичные власти, которую вели различные правоохранительные органы, теперь, видимо, завершится, и в Москве, как и раньше, можно будет "делать дела", не опасаясь, что о них расскажут в очередных выпусках новостей государственных телеканалов. Вполне возможно также, что своим примирением с Кремлем г-н Лужков частично решил и проблему предстоящих в декабре выборов в Мосгордуму, которая теперь, после того как ему позволено в очередной раз избираться мэром, снова приобретает значение. После объединения с "Единством" московская власть, кажется, может не опасаться использования "политтехнологий" против ее кандидатов, но поделиться местами в МГД с новым союзником ей все-таки придется. Заметим, однако, что лишившись политической опоры и ослабив законодательную, Юрий Лужков в будущем может оказаться в весьма неприятной ситуации: его в случае ссоры с Кремлем просто некому будет защитить.
Появление "ЕдиОта", как отметили многие аналитики, резко меняет конфигурацию политических сил, и прежде всего думские расклады. Тем не менее ситуация в Госдуме пока никак не меняется. По крайней мере до конца нынешней сессии никакого слияния фракций на Охотном Ряду не будет. В свою очередь, появление там некоего Координационного совета центристских сил тоже не сильно радикализирует обстановку: пропрезидентское большинство в нижней палате и так уже есть, и оно - конституционное, а проправительственное, немного увеличивая свои ряды, несколько усиливается качественно - за счет интеллектуального потенциала ОВР, которое раньше часто оппонировало кабинету министров. Левая же и правая части Госдумы остаются на своих прежних местах и в своих прежних составах и по-прежнему не могут оказывать на нее сколько-нибудь существенного влияния.