МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ Чечено-Ингушская Республика была до осени 1991 г. самой стабильной на Северном Кавказе. Ее отличал развитый производственный потенциал, включавший нефтедобычу и последующую переработку, мощный машино- и приборостроительный, аграрный, строительный комплексы. Довольно высоким был жизненный, культурный, духовный и образовательный уровень населения.
Хотелось бы заметить некоторым лидерам, политикам и идеологам, разжигающим экстремизм и национализм, обвиняющим Россию и русский народ: да, наш народ хлебнул горя. Как и некоторые другие народы СССР - калмыки, карачаевцы, балкарцы, греки, татары, украинцы, - в годы репрессий чеченцы были депортированы из родных мест. Но не надо выдергивать факты, связанные только с чеченским народом, не надо разжигать костер негативщины и ненависти за эти беды к русскому народу. Русские пострадали от сталинизма ничуть не меньше остальных народов страны.
Вспомним те времена, когда наш народ возвратился на родину после депортации. В голой степи мы в сжатые сроки построили большие села, возвели школы, больницы, дома культуры. Все это создавалось благодаря мудрости, согласию и большого уважительного отношения друг к другу наших предков. Они организовывали белхи (коллективная бесплатная помощь) в строительстве жилья. Я помню, как таким способом в 60-х годах в моем селе Бено-Юрт строили Дом культуры. Государство выделяло только шифер, остальное жертвовало население нашего села.
Чем гордиться нам сегодня? Дудаевщиной, яндербизмом и удуговщиной? Они отняли у нас любовь и уважение друг к другу, право на жизнь, традиции наших предков, культуру, образование, право развиваться совместно с цивилизованным миром, исповедовать традиционный ислам, право на труд и свободу.
Зато мы обеспечены неограниченными правами на смерть и насилие, правом быть заложниками, выбором быть подорванными на минах или быть застреленными, нищими и голодными, пропавшими без вести, обесчещенными, униженными.
И не надо сегодня тем авантюристам давать возможность снять с себя ответственность за трагедию многонациональной республики. На Кавказе есть пословица: "Дикая кошка выгоняет домашнюю". Так случилось и с нашими соотечественниками. Этот пожар развели люди, не имеющие никакого отношения к республике и чеченскому народу, кроме записи в паспорте о том, что они являются чеченцами. Они сделали это с помощью внутреннего теневого капитала ради удовлетворения своих политических амбиций и материальных выгод в период развала СССР, для "прихватизации" в первую очередь объектов добычи и переработки нефти и газа. Я не хочу называть их имен, не только чтобы не бередить старые раны, не обострять старую боль, но и во имя мира и согласия. Собственно, их имена всем известны - эти люди и сегодня на слуху, не теряют надежды на реванш, не могут остановиться в дикой погоне за властью. Финансируя, оказывая моральную и политическую поддержку экстремизму, бандитизму, эти люди продолжают уничтожать республику и мирное население.
Эти мысли возникли у меня в связи с замыслами некоторых политиков созвать съезд народов Чечни для формирования "представительного" органа на переходный период. В памяти всплывают внешне благовидные и привлекательные лозунги, звучавшие при созыве 1-го чеченского съезда. Декларировались идея укрепления дружбы между народами Чечни, избежание межнациональных конфликтов в республике, выработка концепции развития многонациональной республики, учитывая территориальные претензии ингушей к Северной Осетии, проблему чеченцев-акинцев в Дагестане, хотя механизм их разрешения мирным путем вырабатывался руководителями этих республик.
Однако стоило открыться съезду, и зазвучали проникнутые крайним экстремизмом речи о том, сколько в руководстве республики армян, евреев, русских. Делегаты по чьей-то злой подсказке создали для регулирования выдуманной дискриминации постоянно действующий президиум чеченского съезда - ОКЧН, далее начали претендовать на власть, что и сумели успешно реализовать в сентябре 1991 г. с помощью московских политиков и их эмиссаров. Какие колоссальные разрушительные последствия "форума" мы имеем в течение 10 лет, думаю, объяснять не требуется. Достаточно вспомнить лишь выставленные в 1993 г. в Грозном на площади Минутка три оторванные лебедками головы с фрагментами позвоночников, от чего весь мир содрогнулся, расстрел городского парламента, фальшивые авизо, наркотики и хищение нефтедолларов при Дудаеве, похищение людей при Масхадове (около 5 тысяч чеченцев, 2 тысяч военнослужащих, свыше 60 иностранных граждан), а также множество других изощренных преступлений. Вызывает опасение созыв и нынешнего съезда, имеющего целью создание "представительного" органа на переходный период: с одной стороны, этот орган никак не вписывается в конституционное поле Российской Федерации, с другой стороны, в числе инициаторов созыва данного съезда присутствуют архитекторы первого ОКЧН. Нужен ли нам ОКЧН-2?
Кроме того, при наличии несчетного числа национальных "вождей", возглавляющих общественно-политические группы, не исключено, что каждый "вождь" соберет свое окружение и создаст такой же "представительный" орган. А это затянет наш народ в еще большую бездну и создаст еще больший раскол.
На сегодняшний день в Чеченской Республике создана нормальная конструкция власти, действует администрация во главе с Ахмад-Хаджи Кадыровым, сформировано правительство во главе с опытным хозяйственником Станиславом Ильясовым. Давайте собираться вокруг этой конструкции, отбросив все личные амбиции, внесем посильный вклад в установление мира, согласия, в восстановление экономики и социальной сферы, возвращение беженцев домой.
На мой взгляд, следовало бы отказаться от популистских заявлений через средства массовой информации. Необходимо посредством тех же СМИ объяснить Масхадову и его соратникам, что никто не уполномочил их выписывать лицензии на отстрел представителей духовенства и тех чеченцев, которые призывают чеченский народ к миру и согласию, а также не уполномочили их организовывать взрывы на рынках и дорогах, подрывая доверие к нашему народу, вызывая проведение зачисток и проверок со стороны федеральных войск. Ведь своих детей Масхадов, вместе с детьми других лидеров бандформирований, вывез за границу. Чем предлагать российскому обществу пойти на переговоры с ним, надо объяснить нашему народу, что с потенциальными бандитами не будут вестись никакие переговоры, а есть одно условие: сложить оружие и предстать перед правосудием.
К сожалению, имеются случаи нарушений прав граждан со стороны федеральных сил, задействованных в проведении контртеррористической операции на территории Чеченской Республики: массовые аресты и задержания, необоснованное применение оружия. Очень важно, чтобы руководители федеральных министерств и ведомств разъясняли обществу, что это не государственная политика, а противоправные действия отдельных сотрудников, и ни одно нарушение не будет оставлено без соответствующих выводов.
Нельзя позволять какой-либо из сторон занимать позиции обвинителя или обвиняемого. Нельзя рассматривать всех чеченцев как приверженцев терроризма. На стороне боевиков немало наемников, в том числе славян, арабов, представителей других народов. Преступность не имеет национальности. Для восстановления взаимного доверия необходимо, чтобы, с одной стороны, представители федеральных органов власти, а с другой - представители Чечни публично и объективно давали оценку негативным явлениям, называли имена виновных лиц, предпринимали реальные меры по недопущению нарушений, что выбило бы почву из-под ног тех, кто разжигает межнациональные конфликты, сделало бы невозможным само существование политических конъюнктурщиков.
Сегодня нельзя назвать ни одной семьи в республике, которую бы не коснулась эта беда. У меня лично погиб сын в возрасте 22 лет, были похищены семидесятилетняя сестра, пятнадцатилетний племянник. Есть семьи, которые постигли еще большие беды.
Ради будущего наших детей и нашего народа я готов простить все и всех. Я призываю своих соотечественников поступить так же, а тех, кто сегодня с оружием - сложить его. Надо возвратиться к мирной, созидательной жизни, выдворить наемников. Они нам счастье не привезли, они приехали на нашей крови и слезах зарабатывать деньги и выполнять заказ того, кто враждебно настроен против нас. Президент и Государственная Дума РФ освободили от уголовной ответственности лиц, не совершивших тяжких преступлений. Добавил бы, что тем, кто их совершил, нечего бояться предстать перед судом. Им есть за что сидеть, и, может, совесть у них пробудится.
Хотелось бы обратиться к лидерам общественных движений, журналистам: давайте остановимся, не будем разжигать межнациональные конфликты, добрым словом сделаем так, чтобы стороны простили друг друга, пришли к миру и согласию, приступили к созиданию и возрождению.