ВЧЕРА администрация США (но не лично Джордж Буш) все-таки направила в Китай официальное письмо с извинениями по поводу вторжения 1 апреля американского разведывательного самолета в воздушное пространство КНР и смерти китайского летчика. Все это - вопреки прежним заявлениям, что никто не намерен извиняться. После чего американо-китайский кризис, который мог бы еще протянуться сколько угодно времени, начал таять буквально на глазах. Китайские власти сообщили вчера, что "урегулирование необходимых формальностей по освобождению американских военных при условии сотрудничества со стороны США не займет много времени" и весь экипаж самолета ЕР-3 - 24 человека - отправится домой одновременно. Межправительственное соглашение об этом уже достигнуто. Что будут делать с самим самолетом-разведчиком, с его поврежденными моторами и хорошо уже изученной начинкой, пока не сообщается. Так или иначе, Пентагон, очевидно, для поднятия престижа, заявил, что разведывательные полеты в международных водах возле острова Хайнань возобновятся.
Очевидно, для администрации Буша куда страшнее было бы втянуться в кризис с "заложниками", который бы продемонстрировал американской публике бессилие перед Китаем, чем лишиться разведсамолета, пусть и с самой современной электроникой. Унижение перед Китаем в виде извинений - куда меньшее, чем унижение от того факта, что 24 военнослужащих проходят неизвестной длительности курс отдыха и изучения китайской кухни на тропическом острове, невзирая на призывы "самого могущественного человека на Земле" насчет того, что "нашим ребятам пора домой".
Американо-китайский кризис продолжался 10 дней, которые если не потрясли мир, то лишь потому, что молодая администрация Джорджа Буша сумела в форсированном режиме усвоить немаловажные реальности сегодняшней расстановки сил в мире. Впрочем, в закрытых разработках республиканцев и без того довольно ясно говорится, что США вообще-то не такая уж "единственная" сверхдержава, что КНР - очевидная держава номер два сегодняшнего мира, остается таковой уже многие годы и относительное влияние ее растет, хотя до классического двухполярного мира дело еще не дошло. Знает это и остальной мир, несмотря на постоянные старания американцев утверждать обратное. Тонкости ситуации с нынешним инцидентом лишь дали Бушу практические уроки того, что допустимо, а что не очень допустимо в отношениях с Китаем, от инвестиций в который зависят лучшие корпорации Америки.