В ПОСЛЕДНЕЕ время создается (отчасти целенаправленно) мнение об относительно стабильном и благополучном, внушающем некоторую бодрость положении дел в государстве и обществе. Это - неправда. Народ, общество и государство продолжают находиться в давнем и непреходящем кризисе, обострившемся со времени знаменитой нашей перестройки. Кризис углубляется и систематизируется.
Для того чтобы поставить и решить труднейшую задачу выхода России из разрушительного состояния системного кризиса, необходимо увидеть и пережить полноту взаимосвязанных между собою кризисов, энтропийно действующих во всех областях жизни: в экономике, в качестве жизни народа, в политике, в общественной жизни, в нравственности, в национальном самосознании.
Системный кризис совершается на фоне так называемой "глобализации". Многие резко выступают против экономического и политического содержания процессов, определяемых этим термином. Куда больше неприятия должна бы вызвать духовно-мистическая составляющая содержание этого понятия; но о ней немногие догадываются. Силы мирового зла начинают глобализационную атаку на человечество с тем, чтобы создать новое пространство человеческого бытия, пространство технологической демократической "эгалитарной уравнительности" (словечко Константина Леонтьева), которое станет хорошей почвой для создания "народа-антихриста".
Именно относительно этой апокалиптической ситуации продолжают оставаться в безмятежном спокойствии не только люди либерального сознания, которые делают все для прихода будущего "беззаконника, сына погибели", но даже и наивные апокалиптические алармисты, готовые отлучить от Церкви всех, принимающих ИНН.
Пока правящие слои могут вполне демократически манипулировать народом как им угодно. Но эта ситуация не неизбежна. Если народ силой жизненной самоорганизации окажется сознательно убежден и тверд в своих пониманиях и интенциях - все, что противоположно вектору этой жизненной силы, едва лишь посмеет пикнуть о своем, как через две секунды убежит, поджав хвост, ибо эта сила выжмет его из своего пространства. Эта общественная сила создается тремя основными составляющими: содержание национального бытия, единство общественных интересов, пространство мировоззренческих смыслов.
В современной России такой общественной силы нет, а потому нет и здорового общества. Национальное бытие - бессодержательно; организующих сил не видно; мировоззренческое пространство наполнено глупостями - антинародно-либеральными, ветхо-коммунистическими или квазипатриотическими. Вывести из обширного системного кризиса может только общественный слой, который реально возьмет ответственность за создание и сохранение здорового российского общества
Претендуют на это некоторые общественные группы, но их претензии не основательны. Либеральные демократы к народу не имеют никакого отношения; именно они вместо слова "народ" ввели в употребление слова "население" и "электорат". По сердечному чувству они относятся к народу с равнодушным презрением. Их сознание, как и сознание коммунистов, вполне идеологично. Идеология есть мертвящий нарост на теле народа. Воплощение и демократической, и коммунистической идеологии открывает их пустоту, лживость, несправедливость, неспособность к нравственному сознанию, цинизм, эгоизм и другие пороки. Народным сознанием руководит хотя и смутное и часто искаженное, но живое мировоззрение. В идеологии же всегда содержится сухая, волюнтаристская и тоталитарно хватающая живых людей схема. Кроме того, и на либералах, и на коммунистах лежит большая вина за разрушение России, и потому они никогда не смогут построить живое российское общество.
Показывают полное свое бессилие и группки патриотического "настроения", раздробленные и не имеющие мировоззренческого содержания. У них имеются лишь бледные идеологические ощущения, но целостное мировоззрение никем из них не только не усвоено, но даже не востребовано. Оно не кажется необходимым и представляется вполне отвлеченным и далеким от жизни.
Без целостного мировоззренческого знания не может существовать общество, опирающееся на национальные идеалы. Вместо слов "национальные идеалы" в "общественном мнении" давно известен эвфемизм - "национальные интересы". Но если и могут быть подлинно национальные интересы, то лишь в том случае, когда они нравственно коррелируются с национальными идеалами. В национальных интересах проявляется случайное, временное, субъективное. Национальные идеалы всегда объективны, первичны. Эти идеалы: любовь к своей отчизне, стремление к нравственному единению народа, твердость и справедливость, милосердие к страдающим, верность, готовность помочь слабым и угнетенным.
Вероятность построения такого общества ускользающе мала, до степени чуда, но чудо - не такая уж нереальная вещь для России, особенно когда оно востребовано. Востребованность чуда в обществе - очевидна: надоело быть растоптанными червяками. И если найдется дерзновенный слой, готовый взять на себя высокую ответственность за возрождение российской национальной, общественной и государственной жизни, он станет окружен полем всеобщей симпатии. Эта ответственность может реализоваться лишь при наличии хорошего концептуального мировоззренческого содержания.
Такая концепция, имеющая своей целью возрождение России, создана в русле "Союза православных граждан". Ниже предлагаются краткие тезисы этой концепции.
1. Определяющий фактор этого содержания - любовь к России, ее народу, его духу и его жизни. Несмотря на все внешние препятствия и внутренние несовершенства, мы обязаны строить русскую жизнь. Переживание ценности национального бытия базируется на переживании народных дарований и заданий, которые получили хотя бы частичное осуществление. Ведущие составляющие национального самосознания - национальное достоинство и покаяние. Покаяние преодолевает в себе худшее и совершает прорыв для обновленной жизни. Нам следует покаяться в доверчивом приятии фальшивых мировоззренческих ценностей, которые привели к греху революции. Нам необходимо освободиться от расщепленности нашего сознания, которая состоит в разрыве между сознанием и практикой. Национальный дух русского народа удивительно прекрасен, а жизнь порою - страшно уродлива.
2. Верным признаком возрождающегося в духовном национальном самосознании народа становится творчество национальной жизни. Духовное и чистое национальное самосознание представляет собой длящийся творческий акт жизни народа. В нем открываются творческая мощь и мудрость народа, осознающего свое назначение, готового осуществить лучшие чаяния, преодолев препятствия и уменьшив силу своих пороков. Качество жизни народа определяется национальными идеалами, верно поставленными целями и мировоззренческим содержанием.
3. В служении открываются самоотверженность, подвиг, смирение и величие духа. Идеология служения, предметно воплощаясь в жизни, приобретает подлинную ценность для общества. Наиболее нравственно значимым образом служение раскрывается в общественной и государственной деятельности. Служение приобретает плодотворность в общем, соборном делании. Соборность есть единство людей духовно-объективное, мировоззренческое и органическое. Стремление к созидательному единству общества на верных духовных, нравственных и патриотических основаниях должно стать главным направлением общественного служения.
4. Перед обществом стоят две основные задачи. Во-первых, консолидация наиболее здоровых сил общества и организация народной, мировоззренчески верно осуществляемой жизни. И во вторых, реализация общих дел, выстраивающих здоровое общество. Ведущий слой общества может стать основой новой духовной аристократии. Его задачей должно быть не административное руководство, но создание творческого духа русской жизни.
5. В России чувствуется очевидное, хотя и неопределенное по содержанию томление по сильному государству. Из государственного хаоса может вывести только диктатура, основанная на нравственном и национальном сознании. Государство структурирует народ в собор единомышленников. Необходимо осуществить социальные целевые программы, входящие в понятие "сохранение народа".
6. Общество должно быть пронизанным мировоззренческими национальными идеалами. Одна из важнейших задач общества - воспитание новых поколений русских людей в патриотическом и духовном сознании. Необходимо вывести идеалы индивидуализма и потребления из русской жизни, чтобы общество воспитывалось на основании любви, справедливости и служения.
Деятельность ведущего слоя должна руководствоваться основными принципами: мировоззренческое единство, служение, свобода и организованность, помимо которых он становится сырой массой, мало приспособленной к плодотворной деятельности. В этой деятельности должен отражаться демократический образ русской государственности, с ее самобытными традициями и правосознанием. Народ должен осознать себя в качестве участника правового, властного и управленческого процессов.