ТО, ЧТО события вокруг "четвертой кнопки" развивались строго по сценарию Гусинского, досконально расписанному им на закрытом собрании сотрудников в ночь с 2 на 3 апреля, "НГ" уже писала. Однако то, что события начали вскоре выходить из-под контроля медиамагната и финансовое банкротство телекомпании может обернуться теперь политическим банкротством ее руководителей, стало, кажется, сюрпризом и для Гусинского, и для Киселева. Все началось с попытки Альфреда Коха объяснить журналистам их явную неправоту. На передаче "Глас народа" в пятницу "команда Киселева" продолжила свою тактику непонимания, обильно сдобрив ее прямыми оскорблениями в адрес власти и нового руководства НТВ. Но потом журналисты, кажется, поняли, что перегнули палку и в ночном эфире программы "Антропология" решили извиниться. Правда, Дмитрий Дибров сделал это довольно своеобразно: мол, извините нас, Альфред Рейнгольдович, за оскорбление вашего человеческого достоинства, и Йордана мы зря называли "Йогуртом". Ну погорячились маленько, но ведь мы - живые люди. На нас давят, мы защищаемся. Вот когда победим в этой войне, тогда будем разбираться с особенностями стиля и интонации.
Абсолютной неожиданностью для собравшихся стало не только сообщение о том, что Леонид Парфенов обратился с открытым письмом к Киселеву и ушел из НТВ, но и появление в студии самого Парфенова. "Ты зачем сюда пришел, Леня?" - спросил находившийся за кадром Андрей Норкин. А когда Парфенов стал объяснять свою позицию, которая не совпадает, по его словам, с "десятиминутками ненависти", проводимыми Киселевым, сдали нервы у Диброва. "Ты предатель, - заявил главный антрополог НТВ. - Ты предаешь дело свободы слова".
Впрочем, все эти заклинания журналисты с еще большим пафосом повторили в субботу на митинге в Останкино, на котором собралось, по сведениям милиции, около 3 тыс. человек, а по данным НТВ - не менее 20 тыс. Конечно, сыграла свою роль эйфория самого мероприятия. Всем хотелось сказать нечто большее, чем есть на самом деле. Поэтому многие договорились до того, что "настало время принимать жесткие решения", что энтэвэшники "теперь станут политиками", что "на четвертый день после гибели "Курска" Путин устроил пьянку в Бочаровом ручье с приближенными журналистами", что "идет борьба за наши души". В пылу митингового азарта было даже заявлено, что именно сегодня начинается предвыборная президентская кампания 2004 года Григория Явлинского. Лидер "ЯБЛОКА", кстати, не возражал, он требовал от власти "скорого и справедливого суда". К этому времени уже было известно, что НТВ покинула Татьяна Миткова, но никто из журналистов не рискнул сообщить эту новость собравшимся. Напрасно. Ведь по словам главного редактора "Эха Москвы", процитированным в Интернете, Миткова ушла потому, что "Газпром-медиа" давит на журналистов, как бульдозер". Такой же митинг в поддержку НТВ и свободы слова прошел в воскресенье в Санкт-Петербурге. Как сообщил собкор "НГ" Святослав Тимченко, митинг собрал около 5 тысяч горожан, хотя в рядах митингующих было немало тех, кто настроен против Гусинского и Киселева.
Дело, конечно, не в митингах, организациями которых занимаются региональные отделения "ЯБЛОКА" и Союз журналистов. Хотя и они показывают, что конфликт вокруг НТВ раздувается и используется политиками в своих целях. Митинги здесь играют роль своеобразной эмоциональной подпитки. Впрочем, далеко не все "твердые киселевцы" намерены сколь угодно долго оставаться в телекомпании. По информации "НГ", заявления об уходе с телеканала уже подали Алексей Пивоваров, Антон Гришин и Наталья Забузова. И вряд ли в данном случае речь идет только о том, что кто-то пытается расколоть дружную команду (хотя, конечно, и без сепаратных переговоров не обходится). Скорее поводом для принятия этого решения послужили открытые письма Леонида Парфенова и Олега Добродеева в адрес Евгения Киселева, в которых те призвали его не держать людей за "пушечное мясо" и "не устраивать похороны информационной журналистики".
Впрочем, многие из журналистов все равно, по их словам, "пойдут за Киселевым до конца", потому что, если поступят иначе, потеряют в глазах общества "свое доброе имя". Ведь еще несколько дней назад, по признанию самих же журналистов НТВ корреспонденту "НГ", Киселев предупреждал их, что шансы на победу зависят от того, как долго будут "гореть их глаза". Тем более что Владимир Кулистиков, который, кстати, три года руководил новостями НТВ при Добродееве и год занимался этим при Киселеве, в роли главного редактора им явно не нравится. Сам Кулистиков заявил в программе "Времена", что в любой момент готов поступиться этой должностью, однако вчера он уже подал заявление об уходе с поста главы РИА "Новости", чтобы перейти на новую работу. В то же время в НТВ ходят упорные слухи, что должность главного редактора телекомпании предложена Татьяне Митковой. Если она даст согласие возглавить коллектив, то, по всей вероятности, это будет самое лучшее и компромиссное решение. Миткова, по некоторым сведениям, была одним из первых сотрудников телеканала, с которыми новый гендиректор Борис Йордан хотел достичь сепаратного соглашения. Не исключено, впрочем, что все журналисты, которых сегодня "твердые киселевцы" обвиняют в предательстве, просто уйдут на канал РТР к Олегу Добродееву, который открыто заявил, что Гусинский и Киселев давно "выдавливали" его из телекомпании. Что касается Леонида Парфенова, то, по словам главного редактора "Коммерсанта", он еще не разговаривал с ним о переходе в газету. Но, по нашим сведениям, Парфенов занимается сейчас совсем другим - он создает фонд для поддержки тех журналистов, которые не хотят участвовать в войне НТВ "против всех".
Вторым серьезным поводом к переосмыслению своих позиций для журналистов, несомненно, может послужить меморандум американского медиамагната Теда Тернера, который был обнародован им в минувшие выходные. Тернер заявил, в частности, что "НТВ не будет находиться в оппозиции к правительству России или к другой партии, политической группе или личности", "новости НТВ будут справедливыми, уравновешенными, объективными и будут отражать факты и сообщать правду", журналисты "должны воздерживаться от ответов или интерпретации событий", а "делать заключения, основываясь на изложенных фактах, - дело самих зрителей". По сути дела, возможный акционер телекомпании лишает коллектив НТВ, и в первую очередь Евгения Киселева, права заниматься тем, чем "четвертая кнопка" занималась все время. Теперь многое будет зависеть от того, чем закончатся переговоры Тернера с "Газпромом", которые сейчас проходят в Лондоне. Интересы американского магната представляет финансовая компания "Меррил линч", интересы "Газпрома" - "Дойче банк". По словам Коха, "Газпром" настаивает на том, чтобы ни один из акционеров НТВ не имел контрольного пакета акций телекомпании. Интересы Тернера (а точнее, Гусинского) в том, чтобы контрольный пакет находился в его руках.
В то же время о своих претензиях при распределении акций "Медиа-МОСТа" заявило вчера московское правительство, которому холдинг задолжал около 200 млн. долл. Вице-премьер столицы Юрий Росляк не только осудил Гусинского за то, что тот ведет переговоры с Тернером, игнорируя интересы Москвы, но и пригрозил, что город будет вынужден принять к холдингу соответствующие меры.
Совершенно очевидно, что конфликт вокруг НТВ и не думает угасать. Напротив, он приобретает все более скандальные формы, вынуждающие власть каким-то образом отреагировать на происходящее.
***
Поправки к закону о средствах массовой информации, ограничивающие участие иностранного капитала в российских СМИ, вчера были официально внесены в повестку сегодняшнего Совета Государственной Думы. Авторами этого законопроекта выступили депутаты из разных фракций нижней палаты, и они надеются, что их инициатива будет рассмотрена коллегами как можно быстрее. Сегодняшний же Совет Думы должен принять по поводу законопроекта исключительно формальное решение - разослать его во фракции и комитеты.
По словам одного из его авторов - депутата из "Единства" Александра Чуева - главный смысл документа в том, чтобы при учреждении СМИ доля иностранных инвесторов (физических или юридических лиц) в пакете акций не превышала 50 процентов, то есть чтобы у их российских партнеров в руках было абсолютное большинство голосов. Чуев также отметил, что подобное ограничение станет распространяться и на те российские структуры, контрольными пакетами которых владеют иностранцы. Ограничения, кстати говоря, относятся и к таким категориям потенциальных инвесторов, как лица без гражданства или же, напротив, с двойным гражданством. По поводу последних Александр Чуев, впрочем, заметил, что подобная экзотичность, явно направленная на совершенно конкретные персонажи российской политики и бизнеса, скорее всего будет устранена в процессе второго чтения. На этой же стадии, отметил депутат, очевидно, будет внесено уточнение, объясняющее, что запрет на владение больше 50 процентов акций будет действовать как для единичного иностранного инвестора, так и для консорциума, объединяющего нескольких инвесторов.
Напомним, что первоначальный вариант ограничительного для иностранцев законопроекта предполагал, что они смогут получать не более 25 процентов в уставном капитале того или иного СМИ. Однако, как объяснил Александр Чуев, после определенной дискуссии между авторами закона было принято решение, что в нынешних российских условиях такая норма сделает невозможным какие-либо инвестиции в российскую прессу и телевидение.
Несмотря на то что президент уже не раз заявлял о том, что решить ситуацию с НТВ может только суд, коллектив телеканала настаивает на том, чтобы Путин вмешался в происходящее. Теперь они апеллируют к Указу Бориса Ельцина от 20 марта 1993 года "О защите свободы массовой информации", в котором предусмотрено формальное вмешательство главы государства в конфликты, связанные со СМИ. Команду Киселева не успокоило сообщение главы общественного совета НТВ Михаила Горбачева, что президент не допустит национализации телекомпании. (Горбачев сказал это после своей встречи с Путиным в Кремле.)